В годы Великой Отечественной пропаганду и агитацию называли третьим фронтом. И не зря. Именно здесь развернулось сражение за дух народа, которое в конечном итоге решило исход войны. Художники, поэты, писатели, журналисты, композиторы били врага, приравняв к штыку кисть, перо и нотный стан.
Музыкальная эмблема
Самым сильным по эмоциональному накалу и доступным оружием тогда была песня. Она вдохновляла и придавала уверенности в победе всем – солдатам и офицерам на фронте, их родителям, детям, любимым в тылу. Вершина песенного искусства Великой Отечественной – произведение «Вставай, страна огромная», от которой и сегодня, спустя 76 лет, мурашки бегут по коже.
Эти строки поэта Василия Лебедева-Кумача были опубликованы в газетах «Известия» и «Красная звезда» уже на второй день войны, 24 июня 1941 года. Стихотворение прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Александров, сразу сел за рояль. А 25 июня, придя на репетицию, объявил: «Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Он писал мелом на грифельной доске слова и ноты (печатать не было времени!) – а певцы и музыканты переносили их в тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, а уже вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт эшелоны. В зале ожидания сколотили эстраду – помост из свежевыструганных досок. Слова ведущего о том, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», потонули в общем вокзальном гуле. Но вот поднялась рука Александрова…
С первых же тактов песня захватила людей. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. Песня смолкла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну». С того памятного дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала на радио.
После боя сердце просит…
Строки еще одного произведения «Песня – крылатая птица, смелых скликает в поход. Смелого пуля боится, смелого штык не берет!» повторяли солдаты, идущие в бой. Автор стихов, поэт Алексей Сурков, рассказывал, что на встрече с молодыми партизанами в ЦК комсомола зимой 1942 года замоскворецкая десятиклассница говорила ему, как «Песня смелых» помогала ей преодолеть страх: «Идем мы лесом, рассредоточились, далеко друг от друга. Кругом стрельба идет… С непривычки страшно-страшно… Я иду и, чтобы себя подбодрить, шепчу одно и то же: «Смелого пуля боится, смелого штык не берет». И знаете, помогло».
Подобных примеров можно приводить еще много, а это значит, что песня работала, вносила свой вклад в дело разгрома врага.
Знаменитую «Жди меня» поэт и писатель Константин Симонов посвятил любимой женщине, уходя на фронт. В ней нет ни пафоса, ни призыва, но… «Эти строки, наверное, не могли быть не написаны. Они дарили надежду на возвращение:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди!
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Точно в цель
Одним из важнейших видов изобразительного искусства в годы войны стал плакат. Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, рождая необходимые для войны эмоции: гнев, ярость, ненависть – и в то же время любовь к семье, которой угрожает враг, к Родине.
Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года художники Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов) создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.
Тогда же на улицах советских городов появился знаменитый плакат «Родина-мать зовет» работы Ираклия Тоидзе. Художник вспоминал, что первые наброски собирательного образа Родины-матери он сделал с лица жены, когда они услышали первое сообщение Совинформбюро о начале войны. Этот плакат, известный многим с детских лет, был напечатан в советских республиках миллионными тиражами.
Работа в три смены
Плакаты серии «Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года, были грозным идеологическим оружием. Недаром министр пропаганды третьего рейха Геббельс заочно приговорил к смертной казни всех, кто имел отношение к их выпуску: «Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».
В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. Главными художниками были Кукрыниксы, Михаил Черемных, Петр Шухмин, Николай Радлов, Александр Дайнека и другие. Поэты Демьян Бедный, Александр Жаров, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, живописцы, графики, искусствоведы.
Коллектив «Окон ТАСС» работал в три смены. За все время войны в мастерской ни разу не погас свет. Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Их забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В листовках указывалось, что они могут служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.
В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковали за чрезмерную жестокость, но, по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось выстоять под натиском вражеской армии.
Плакаты отражали страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя. Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника Виктора Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках, он стал символом и клятвой.