Планки снижены, ставки сделаны
Преобразованием политической системы властей заставили заняться массовые акции протеста в прошлом году. В стране вдруг прорезались оппозиционные голоса, не принадлежащие партиям, которые числят себя оппозицией. Голоса прозвучали достаточно громко, хотя и не очень разборчиво. Россиянам тут же предоставили большую демократическую свободу, и они ею вроде бы воспользовались. Но как-то уж слишком вяло, если говорить по сути.
На протяжении почти 10 лет в России было всего семь официально зарегистрированных партий. После ослабления регистрационных норм их число возросло до 44. Еще около 200 общественных комитетов заявили о своем желании приобрести статус партийных организаций.
Согласно поправкам в законодательстве от апреля 2012 года зарегистрировать партию теперь можно при наличии 500 единомышленников, а региональное отделение – целых пяти. Ранее политобъединениям для юридической легализации необходимо было иметь не менее 40 тысяч активистов в масштабах страны и не менее 500 членов для регионального отделения. То есть демократическая эффективность увеличилась в 80 раз! Как говаривал Борис Николаевич Ельцин, берите столько демократии, сколько сможете унести. Тогда, помнится, унести не смогли.
Когда шесть равно одному
Партийная мозаика Красноярского края, на первый взгляд, достаточно разнообразна. Всерьез и надолго закрепились семь старейших: КПРФ, «Единая Россия», ЛДПР, «Справедливая Россия», «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело». Первые четыре партии представлены в Законодательном собрании, об остальных народ хотя бы наслышан.
О существовании новорожденных партий знают… члены этих партий. В тонкости идеологических платформ не посвящены даже политологи. Видимо, весь креатив ушел в поиск названия.
«Города России», «Партия за справедливость», «Гражданская сила» – это что такое? Кто все эти люди и чего они хотят? Я не знаю, – признается директор Центра гуманитарных исследований и консультирования «Текущий момент» Сергей Комарицын.
В попытке выяснить цели и задачи новых звезд политической вселенной мы решили обратиться лично к руководителям региональных отделений.
В «Партии социальных сетей», в «Союзе Горожан», в «Коммунистической партии социальной справедливости», «Социал-демократической партии России», «Народной партии России» разговаривать оказалось не с кем – оставленные на автоответчике сообщения были проигнорированы. То, что на федеральном уровне у всех этих объединений фактически один «хозяин», ни для кого не секрет – сам Андрей Богданов, лидер «Демократической партии России» (имеющей отделение в крае), на одной из пресс-конференций заявил, что представил в качестве помощи для регистрации устав и шаблоны ДПР 30 партиям. Видимо, исключительно по доброте душевной.
Получается, отделения шести партий, зарегистрированных в Красноярском крае, имеют родственные идеологические воззрения и ориентированы на одну и ту же аудиторию. Значит, шесть равно одному? Как говорится, десять различий придется искать еще у двух партий, исповедующих принципы экологической безопасности («Альянс Зеленых – Народная партия» и «Российская экологическая партия «Зеленые»), и еще у двух, эксплуатирующих коммунистическое прошлое России («Коммунисты России» и «Коммунистическая партия социальной справедливости»). Одним словом, звезд немного, а вот планет, которые по законам астрономии светятся за счет отраженного от звезд света, – хоть отбавляй.
Ни одна из партий, в том числе и новоявленных, сегодня не может предложить никакой другой платформы для развития общества, кроме тех, что уже существуют. Слова разные, но суть одна, – диагностирует ситуацию Валерий Семенов, секретарь Красноярского регионального отделения партии «Единая Россия».
Оппозиция? Только конструктивная
Созданные по мотивам протестных митингов партии 12-го года по сути своей должны быть оппозиционными. Однако о своем жестком противопоставлении партии власти не заявляет ни одна из зарегистрированных. Тогда, как говорится, в чем смысл? Председатель политсовета регионального отделения «Гражданской силы» в Красноярском крае Анатолий Сергеев говорит, что партия дистанцируется от оппозиции и предпочитает вести диалог с властью и бизнес-элитой. На позициях конструктивной критики по отношению к курсу правящих находится, по словам председателя совета регионального отделения Романа Бурлака, партия «Социальной защиты».
Наша задача – контролировать экологическую ситуацию и сигнализировать о проблемах властям, которые имеют рычаги для устранения этих проблем, – говорит председатель совета регионального отделения «Российской экологической партии «Зеленые» Вячеслав Моисеенко. – Никакого противопоставления. Только помощь.
Сочувствие властям, которым приходится решать непростые задачи, выражают и федеральные лидеры «Народной партии «За женщин России».
С лозунгами, не имеющими отношения к протестной политике, выступают такие «новорожденные», как «Молодая Россия», «Умная Россия», «Партия свободных граждан», «Партия Мира и Единства». Так, «Молодая Россия» требует высокотехнологичной креативной экономики, «Партия Мира и Единства», выросшая из «Патриотов России», стремится к справедливому обществу, «Умная Россия» призывает сменить власть «пораженцев» на власть умных, сохранив при этом политическую стабильность, «Партия социальных сетей» требует обеспечить россиян бесплатным Интернетом.
Не призывают на баррикады и «Патриоты России». Перед выборами президента «Патриоты» вошли в Общероссийский народный фронт и, по словам председателя комитета регионального отделения Нины Кузнецовой, намерены оставаться конструктивно критикующими «смотрящими».
– Духовная оппозиция существует в умах, протестные настроения запредельны, но пока не существует политической оппозиции в виде партий, – констатирует Сергей Комарицын. – Настоящих буйных мало, и они не ведут за собой массы.
О своей открытой оппозиционности заявляет лишь партия «Правое дело», предлагая конкретные меры и механизмы совершенствования общественного устоя. Особняком, естественно, стоит партия Михаила Прохорова «Гражданская платформа», которая представляет собой организацию гражданских активистов без идеологии.
В ком сила, брат?
О том, что сегодня в стране не существует реальной политической альтернативы «Единой России», говорят и федеральные, и краевые политологи.
Новые партии можно разделить на две категории. Спойлеры, которых организовывает сама власть, ее кремлевские политтехнологи вроде Богданова, и совсем немного действительно оппозиционных организаций, у которых нет ни политического, ни финансового, ни какого другого ресурса, – говорит Сергей Комарицын.
Однако новоявленные партийцы с политических счетов себя списывать не торопятся. В крае лакмусовой бумажкой станут выборы в Красноярский городской совет депутатов, которые состоятся осенью 2013 года.
О своем желании участвовать в ближайших выборах заявляют практически все. В преддверии этого события реанимировало свое отделение в Красноярском крае «Яблоко». Лишь партия «зеленых» признается, что не имеет необходимых финансовых ресурсов.
Отсутствие ресурсов у небольших «партий 12-го года» может стимулировать создание коалиций, которые, по мнению Дмитрия Медведева, впоследствии и станут весомой политической силой.
– Это и есть путь развития политической системы, – заявил председатель правительства в своем интервью ведущим федеральным СМИ.
Красноярский политолог Сергей Комарицын представляет перспективы развития партийной системы страны в другом ракурсе:
– Из десяти кошек нельзя сделать одного льва. Кто с кем будет объединяться? От сложения нолей будет ноль. Политические организации с реальной силой могут появиться в стране, только если произойдет раскол внутри правящей элиты. Но когда это случится – прогнозировать невозможно. Политические события вообще непредсказуемы.
СТАТИСТИКА
От многопартийности к малопартийности
Выборы в Государственную думу |
Количество политических объединений, принимавших участие в выборах |
I созыв (1993 г.) |
13 |
II созыв (1995 г.) |
44 |
III созыв (2000 г.) |
26 |
IV созыв (2003 г.) |
23 |
V созыв (2007 г.) |
11 |
VI созыв (2011 г.) |
7 |
Краевой масштаб
Выборы в Законодательное собрание Красноярского края |
Количество политических объединений, принимавших участие в выборах |
I созыв (1994 г.) |
— |
II созыв (1997 г.). В соответствии с принятым Уставом Красноярский край стал одним из первых в России, где депутаты избираются не только по одномандатным округам, но и по партийным спискам (смешанная, пропорционально-мажоритарная избирательная система) |
25 |
III созыв (2001 г.) |
12 |
I созыв (2007 г.). Новое исчисление созывов связано с состоявшимся 1 января 2007 года объединением трех регионов – Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов в новый субъект Российской Федерации |
12 |
II созыв (2011 г.) |
5 |