Как из нас делают злостных неплательщиков

Из 466 тысяч взысканий по штрафам ГИБДД только 49,9 тысячи оплачены добровольно

Как из нас делают злостных неплательщиков Из 466 тысяч взысканий по штрафам ГИБДД только 49,9 тысячи оплачены добровольно

В экономически сложное время все бюджеты страны испытывают серьезный дефицит средств. Губернатор края жестко ставит задачу по увеличению доходной части краевой казны. Только в прошлом году она выросла на дополнительный 21 миллиард. Речь о работе по всем направлениям. Немалая доля доходов бюджета – налоги и сборы физических лиц. Однако далеко не все платят их вовремя.

Элементарно, Ватсон!

Налоги и сборы – не прихоть государства. Это принцип формирования бюджета, который финансирует сферы, не производящие продукт. Охрана здоровья, охрана материнства и детства, обязательное образование, культура, внутренняя безопасность и обороноспособность, пенсионное содержание… Покуда эти сферы обеспечивают национальную безопасность страны, касаются жизни каждого, то и вкладываться в них должны все. Без исключения.

В развитых странах налоговая ответственность и бизнеса, и рядовых граждан гораздо выше, чем у нас, – долг государству там отдается без проблем и проволочек. Даже самый маленький. Например, штраф за нарушение правил движения. Все видели в зарубежном кино: человек подходит к автомобилю, а на лобовом стекле – уведомление. И никто не пытается скомкать бумажку и отшвырнуть. Люди идут и платят. Их приучили: вовремя заплатить гораздо выгоднее.

Россия тоже к этому стремится. Нас тоже приучают, как говорится, и кнутом, и пряником. Всем известно, что собрался за границу – проверь, все ли долги оплачены. Если нет, в аэропорту «пробьют по базе» – и плакала твоя путевка. За большой долг могут прямо на дороге временно конфисковать автомобиль. А недавно вышел закон, предполагающий раздачу «пряников»: оплачиваешь штраф ГИБДД в течение двадцати дней – получи скидку в 50 %.

По сути долг – это не стыдно и не страшно. Если он отдается вовремя. А принудительное взыскание во все времена было жестким. В быту за невозвращенные деньги человек мог убить человека. За карточный долг игрок терял состояние. Сегодня «легкий» кредит может обернуться приходом коллекторов, чьи методы работы граничат с преступлением.

Если граждане (физические лица) вовремя не платят налоги, штрафы, сборы, их начинает разыскивать служба судебных приставов.

На 1 сентября 2016 года (взыскания длятся годами) на исполнении у приставов края находилось 917 448 исполнительных производств (ИП) на сумму 89 млрд 816 млн 891 тыс. рублей. Вдумайтесь в эту цифру. Часть – неоплаченные штрафы.

Журналист – такой же пациент, клиент, покупатель, водитель, налогоплательщик… как все. И то, что «испытано на себе», как правило, отражает общественную ситуацию. Разобраться в истоках проблемы и, возможно, помочь кому-то найти решение – его профессиональное дело. Сегодняшний вопрос: почему в нашем регионе так много неплательщиков?

И почему, например, мой долг в 500 рублей достиг краевой казны только через полтора года?

На горьком опыте

Большинство наших граждан законопослушно. Добросовестно оплачивают все свои счета: за телефон и телевизор, за свет и воду, налог на имущество, налог земельный и автотранспортный, разнообразные штрафы… Невзирая на то, что совсем не нравятся их вечно растущие размеры.

Я отношу себя именно к таким. Дядя чужой все равно не выручит, поэтому нет смысла оттягивать. Займов и кредитов вообще не люблю. Но в разряд злостных неплательщиков, которых разыскивают по всему городу, все равно попала. В прошлом году вдруг обнаружила списание сумм с пластиковой карты, на которую приходит пенсия: 500, 1 000, 500, 1 000. Спасибо Сбербанку, не поленился эсэмэской пояснить: «Взыскание по требованию судебных приставов…» Другие этим не уважат. Но за что? Оказалось, штрафы ГИБДД. Впервые за десять лет. Превышение скорости от 20 до 40 км. Только вот письменных уведомлений из центра автоматизированной фиксации автонарушений (ЦАФАП) – их еще в народе называют «письмами счастья» – я не получала. Оплатила бы сразу. Самое верное, конечно, не нарушать. Но не святая я, не идеальная. Поэтому – без претензий. Но когда суммы в таком же размере и порядке начали улетать со счета в другом банке, забеспокоилась – как я могла?! В отделении судебных приставов Октябрьского района Красноярска отстояла очередь (больше-то задать вопрос некому): это новые штрафы? Или те же?

– Те же, – ответила хмурая женщина. – По закону имеем право списывать с любых счетов, которые найдем. Два нашли, в два требования и отправили.

– Зачем? Суммы же не миллионные… Зря загружаете себя, банки…

– Вот предписание об отмене, идите в банк – вернут…

Вернули. Правда, не все. 500 рублей где-то зависло. А если бы не стала уточнять, то за каждое нарушение заплатила бы дважды?

Повторение – мать учения

До чего ж верны русские пословицы! Ну вы догадались: нынче ситуация повторилась, один в один. Сбербанк так же предупредил о взысканиях. Уведомлений о штрафах так же не было. Предупредительных писем от службы судебных приставов не приходило. Зато на сей раз урезали еще и пенсию. На те же полторы тысячи. Что ж такое?! Кто из меня делает злостного неплательщика? Не нравится мне эта роль!

В отделении Пенсионного фонда сказали:

– Мы обязаны.

– Но Сбербанк уже снял деньги с пенсионной карты. Требования приставов удовлетворены. Может, опять параллельные взыскания? Буду разбираться.

– Ой, разберитесь! Многим поможете: у нас таких претензий полно. Ведь пенсионные счета в отличие от остальных открыты, люди не защищены, вот приставы и не церемонятся…

И тут захотелось понять: как же устроена эта всемогущая машина взысканий, если человеку (мне и тем, с кем я стояла в очереди) не дали ни одного шанса заплатить долг самостоятельно?

Показательный диалог

Начала со звонков в причастные структуры: вопрос – ответ.

В Сбербанке:

– Кого еще, кроме меня, вы уведомляете о погашении долга? Существует какая-то общая база данных?

– Да, существует, данные отправляются!

В ЦАФАП:

– Почему нет уведомлений о штрафах?

– Они отправлялись. Разбирайтесь с почтой.

В отделении службы судебных приставов:

– Почему я не получила ни одного постановления о возбуждении исполнительного производства?

– Они отправлялись. Разбирайтесь с почтой.

Однообразие ответов обескураживало. Вандализма в отношении почтовых ящиков давно нет. Все, что мне отправляется – платежки от Энергосбыта и «Жилфонда», письма из налоговой, избиркома, – я получаю. Хотя…

После бесед со специалистами различных ведомств стало очевидным: никаких сил найти поломку механизма, из-за которой я попала в ряды злостных неплательщиков, не хватит. Да и какой смысл, если поиск отправления по идентификационному номеру показал, что одно из уведомлений мне было вручено (номер, дата, время) в тот момент, когда я находилась… в Италии. А по оплаченному 18 февраля штрафу 8 июня возбуждено ИП? Машина взысканий явно требует ремонта.

Кто не соблюдает правил?

Я. Виновата. Признаю. Исправлюсь. Готова оплатить…

Остальные участники процесса, судя по всему, правы.

И бездушный видеорегистратор, фиксирующий превышение скорости тысячами красноярских автомобилей. И инспекторы, составляющие акты об административном правонарушении, и приставы, занимающиеся такой трудной работой – разыскать неплательщика…

– В соответствии с законом в течение трех дней мы отправляем акты на почту, с которой у нас заключен договор на доставку уведомлений нарушителю, – поясняет заместитель начальника ЦАФАП Артем Николаевич Шабанов. – Каждому отправлению присваивается идентификационный номер. Их можно отследить…

– Дальше?

– Ждем. Закон предоставляет должнику право в течение 60 дней оплатить штраф в добровольном порядке и 10 дней на возможность обжалования. По истечении этого срока данные о неоплаченных штрафах направляются в службу судебных приставов для принудительного взыскания.

– У меня за два года 13 взысканий. Правда, из них пять отменены потому, что задвоенные, одно – потому что оплата была своевременной. Но в вашей базе всего две оплаты? Как так?

– Значит, обновление данных базы проводится ведомствами с задержкой.

– Почему?

– Большой вопрос и большая проблема.

База – это единая информационная система о государственных и муниципальных платежах, предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, обязаны незамедлительно после уплаты штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, направлять информацию в эту систему.

Автоматизированная фиксация, автоматизированный обмен информацией, автоматизированное поступление оплаты… По логике, все должно быть быстро и без ошибок.

На столах судебных приставов кипы распечатанных постановлений о возбуждении ИП. Если электронный обмен, зачем распечатка? Для рассылки должникам?

– По закону после получения актов ГИБДД мы в течение трех дней обязаны уведомить должника, – пояснила начальник отдела организации исполнительного производства УФССП России по Красноярскому краю Екатерина Гусева.

– Но ни одного конверта в мой адрес не пришло! Нарушены 12 пунктов закона, которые прописаны в постановлении об ИП: «предупредить должника», «разъяснить должнику», «обязать должника…».

– Постановления рассылаются не заказными, а обычными почтовыми отправлениями…

– У вас есть свидетельства об отправке?

– А у вас – о неполучении?

– Вот теперь все ясно…

Все структуры, судя по словам специалистов, действуют в установленные законом сроки, а данные отправляются в базу автоматически. То есть такая беда, как человеческий фактор, отсутствует. Но реалии свидетельствуют о другом. Проверено на себе: между датой акта о нарушении и датой постановления о возбуждении ИП проходит 7–9 месяцев. А должно максимум три. Пример: Пенсионный фонд взыскал штраф 12.09.2016 по постановлению судебных приставов от 10.05.2016 за нарушение от 24.04.2015. Мой долг государству достиг бюджета в срок 1 год 5 месяцев. А мог бы через 10–15 дней, если бы я вовремя получила уведомление о штрафе, или через три месяца, если бы пришло постановление об ИП.

Видимо, действительно база вовремя не обновляется – чтобы она сработала автоматически, кнопочку все-таки кто-то должен нажать. Но всем некогда: документов – «девятый вал». Почте недосуг должным образом осуществить рассылку. Судебному приставу – думать о своих обязанностях по уведомлению должника: проще разослать по Интернету требования о взыскании сразу во все банки. Лишние потом (может быть!) вернутся.

Меня мучает один вопрос: во сколько же государству обходится поиск моих 500 рэ? Ну если учесть все трудозатраты. А еще больше – другой: как при такой строгости и неотвратимости закона недоимки бюджета, по словам губернатора, составляют миллиарды рублей?

Человек за бортом

Один из ответов, по-моему, лежит на поверхности. Машина взысканий перегружена. В том числе лишней работой. Десятки, сотни сотрудников ГИБДД и службы судебных приставов, Пенсионного фонда, банков, казначейства, системных администраторов трудятся в поте лица. У некоторых еще и толпы за дверьми, тех, кто пришел разбираться… Не потому ли, что люди, готовые оплачивать долги государству вовремя, остаются… за бортом? Просто потому, что не научились еще пользоваться нужными сайтами, не все имеют доступ к Интернету.

Государство бьется над задачей повышения качества работы госучреждений: централизует базы данных, переводит их в электронный вид, облегчая труд тех, кто существует на средства налогоплательщиков, ужесточает сроки исполнения. И все ради того, чтобы исключить волокиту, бюрократизм. Увы! Явления видоизменились, но продолжают здравствовать. Эффективность растет крайне медленно. Машина дает системные сбои, загружая сама себя по уши. Впрочем, кого это волнует: все при деле, все при зарплате.

Виктор ТОЛОКОНСКИЙ, губернатор Красноярского края: В изменившихся экономических условиях требуется более эффективная, более качественная работа по формированию доходов бюджета, а они практически на 100 процентов формируются внутри края

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Артем ШАБАНОВ, заместитель начальника ЦАФАП (центр автоматизированной фиксации) ОДД ГИБДД ГУ МВД по Красноярскому краю:

– Там, где ответственность за качество госуслуг лежит на Госавтоинспекции, модернизация дает результаты. Сегодня восстановить утраченные водительские права или документы на автомобиль, зарегистрировать его, получить номерной знак можно в течение одного-двух часов. Сделать это позволяет единая электронная база данных регистрации.

Там, где ответственность межведомственная, большие проблемы. Конечно, есть нагрузки, есть злостные неплательщики, которых сложно найти. Тем не менее наличие единой информационной системы государственных и муниципальных платежей должно повысить и качество, и скорость. Чтобы не страдали законопослушные граждане. Чтобы бюджеты без проволочек получали дополнительные доходы.

Мы, со своей стороны, работаем и с населением по информированию о возможностях своевременной оплаты – их сегодня много, и с Почтой России, с банками, со службой судебных приставов – по необходимости ускорения процессов, своевременного обновления базы данных.

Сегодня, если должник не получает уведомления о наложенном штрафе, он лишается возможности воспользоваться правом оплаты половины суммы вынесенного штрафа «в течение двадцати дней со дня вынесения постановления».

Ну и отрицательно влияет на показатели нашей основной деятельности: ведь штраф – это способ снижения аварийности на дорогах. А если люди даже не подозревают о собственных нарушениях… система автоматической фиксации, на которую затрачены сотни миллионов госсредств, теряет смысл.

К сожалению, не все граждане используют возможности портала госуслуг, кто-то просто не имеет доступа к сети Интернет. Поэтому большая ответственность лежит на всех государственных органах, участвующих в межведомственном взаимодействии, связанным с обеспечением непрерывного процесса обмена информацией. Что касается банка данных Госавтоинспекции, в частности информации по оплате штрафов, то он пополняется без участия сотрудников ГИБДД. В соответствии с федеральным законом «О национальной платежной системе» это делается автоматически.

Но не все банки и кредитные организации, отделения почтовой связи и платежные агенты, которые осуществляют прием денежных средств у населения, выполняют свои обязанности по обновлению, что осложняет задачу по учету взысканий.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

На 1 сентября 2016 года на исполнении УФССП по Красноярскому краю находилось 917 448 исполнительных производств на сумму 89 млрд 816 млн 891 тыс. рублей. Долг физических лиц по всем категориям – 69 млрд 031 млн 811 тыс. рублей.

Из них 466 тысяч ИП по взысканию штрафов ГИБДД (с учетом прошлых лет) на сумму 448 млн. В добровольном порядке должники исполнили требования 49 984 ИП на сумму 46 млн 204 тыс. рублей.

КОММЕНТАРИЙ

Екатерина ГУСЕВА, начальник отдела организации исполнительного производства (ИП) УФССП России по Красноярскому краю:

– К сожалению, число граждан, которые вовремя не оплачивают свои долги – налоги, алименты, штрафы и так далее, – еще очень велико. Сегодняшнее законодательство достаточно требовательно относится к должникам. Поэтому работы у службы судебных приставов не убавляется. Что касается темы штрафов. В работе судебных приставов края на 1 сентября 2015 года находилось более 446 тысяч постановлений ГИБДД. Если бы уведомления о нарушениях доходили до граждан своевременно, эти цифры могли быть значительно меньше. И у нас было бы больше времени работать по более серьезным направлениям, в том числе в пользу граждан: например, по алиментной задолженности, возмещению виновником ДТП материального ущерба пострадавшему…

И срок на добровольную оплату штрафа по закону должен исчисляться не с даты отправления данных по Почте России, а с даты получения нарушителем уведомления – они отправляются заказными письмами. Я совершенно убеждена, что большая часть граждан, получив такое письмо, оплатила бы штраф самостоятельно.

С момента получения постановлений ГИБДД служба приставов в течение трех дней обязана вынести постановление о возбуждении ИП и направить его сторонам исполнительного производства и в орган, выдавший исполнительный документ. В адрес ГИБДД указанный документ направляется посредством электронного документооборота немедленно. Десятками тысяч наши уведомления уходят адресату, но уже простым почтовым отправлением. По истечении пятидневного срока, предоставляемого для добровольного исполнения требований ИП, к должникам принимаются меры принудительного исполнения. И еще: процесс поиска судебным приставом-исполнителем должника, его счетов, имущества нельзя назвать простым как с точки зрения временных затрат, так и физических сил.

 

Виктор ТОЛОКОНСКИЙ, губернатор Красноярского края: Мне показывают справки, налоговую недоимку – больше 6 млрд. Недоимка – это от нашего неэффективного администрирования, от нашего неправильного подхода к ситуации

ТВОЕ ДЕЛО

Чтобы избежать проблем, задружи с компьютером плотнее

Жизнь показывает, что каждому автолюбителю надежнее время от времени самостоятельно интересоваться – «не наездил» ли себе штрафов. Поможет сайт http://shtrafy-gibdd.ru/.

Система «Автоплатеж» в онлайн-банке (Сбербанка и других) сама найдет неоплаченные штрафы и сама оплатит их с твоего счета. Ошибок не будет – «человеческий фактор» здесь полностью исключен.

Кнопка «банк исполнительных производств» на сайте Федеральной службы судебных приставов РФ по Красноярскому краю выдаст всю информацию по всем видам задолженностей перед государством и избавит от разного рода неожиданностей.

Портал «Государственные услуги» вообще бесценен. Он кроме всего, предоставляет и массу иных государственных услуг, на которые обычно тратится много времени.

инфографика_1.jpg

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного