На автомобильном рынке всегда гуляют большие деньги. А там, где речь идет о деньгах, существует масса рисков – мошенники не дремлют. Причем нагреть вас могут как частники-«перекупы», так и юридические лица. И хотя в автосалонах такие риски ниже, но и там надо держать ухо востро.
Например, бывают случаи, когда вам продают автомобиль с пробегом, выдавая его за совершенно новый. А уж объявить покупателю итоговую цену за автомобиль не ту, что была указана в рекламе, а гораздо выше – это вообще распространенная практика автосалонов. Вам навяжут такие дополнительные опции и банковские услуги (если вы покупаете авто в кредит), что они могут составить 10–15 процентов стоимости машины.
При покупке с рук проблем вообще не счесть. Они могут быть связаны с пробегом (скрученный счетчик), с ПТС и другими документами, с техническим состоянием машины, с юридической чистотой сделки, когда, например, вам пытаются продать кредитный или заложенный автомобиль, и т. д.
Сегодня мы расскажем о наиболее распространенных способах обмана покупателей автомобилей и посоветуем, как не стать жертвой мошенников на авторынке.
Предъявите ваши документы!
Любую покупку автомобиля нужно начинать с ознакомления с паспортом продавца и паспортом транспортного средства – ПТС. Если покупаете автомобиль у посредника, недостаточно того, что на договоре купли-продажи стоит «подпись» собственника, нужна нотариально заверенная доверенность, предупреждает директор автосервиса Баходир Усманов.
Если у продавца на руках имеется только дубликат ПТС, выданный взамен утерянного, это плохой знак. Особенно на это стоит обратить внимание в случае «срочной продажи» нового авто с околонулевым пробегом. Часто мошенники, используя свои связи, оформляют автокредит по поддельным документам. Естественно, ПТС остается в залоге у банка, а для перепродажи готовится липовый дубликат. Регистрационные действия с таким автомобилем запрещены, и при попытке получить номера в ГИБДД автомобиль наверняка уйдет на штрафстоянку. Компенсировать вам утерянную сумму никто не будет.
Самый надежный способ не попасться на удочку мошенникам при покупке подержанного транспорта – отправиться вместе с продавцом и его автомобилем в ближайшее отделение МРЭО ГИБДД: сначала проверить машину, а после тут же заключить договор купли-продажи и, не отходя от кассы, поставить свое приобретение на учет. При этом номера вам оставят прежние.
О желании совершить покупку именно в отделении ГИБДД не лишним будет упомянуть при первом же осмотре автомобиля. Подобный психологический прием поможет сразу отсеять недобросовестных продавцов – мошенник никогда не согласится на такое и начнет выдумывать миллион отговорок. Более того, автомобиль можно регистрировать в любом отделении ГИБДД, что еще более упрощает процесс сделки.
Порядок действий:
- Проверьте понравившуюся машину на предмет залогов.
- Изучите паспорт продавца на предмет соответствия личности продающего и документов на транспортное средство (ПТС, доверенность и прочее).
- Проверьте на сайте УФМС, действителен ли паспорт продавца.
- Проверьте собственника автомобиля на сайте Федеральной службы судебных приставов на предмет исполнительных производств. Если он является должником, риск сделки повышается многократно.
- Тщательно сверьте содержание документов на автомобиль с фактическими данными: номерными агрегатами, цветом и т. п.
- Остерегайтесь предложений о продаже автомобилей с дубликатом ПТС, особенно недавнего года выпуска.
Двигатель и пробег
По мнению Баходира Усманова, неспециалист вряд ли сможет определить, скручен счетчик километров в меньшую сторону или нет. Но у большинства машин перед продажей пробег скручивают! Спрашивайте сервисную книжку: что и когда с машиной делали? Авто 2000 года выпуска с пробегом 100 тыс. км – это фантастика. Не верьте сказкам типа «ездила бабушка только летом на дачу» и т. п. Среднестатистический автомобиль проезжает в год 10–20 тыс. км.
Обязательно сверяйте номера двигателя и кузова. С кузовом несложно, а с двигателем надо подготовиться дома заранее. Зная, какую модель автомобиля вы хотите купить, нужно посмотреть в интернете, в каком месте двигателя выбит его номер. Если номер не совпадает с тем, что в ПТС, то, возможно, силовой агрегат заменен. Требуйте документы на установленный мотор, иначе могут быть сложности с постановкой автомобиля на учет.
К сведению!
На сайте гибдд.рф можно бесплатно узнать об обременениях и получить прочую информацию об автомобиле.
Как не попасть на деньги
Вы решили купить машину по объявлению. Если продавец во время телефонного разговора, еще до осмотра машины, предлагает оставить задаток, то практически со стопроцентной вероятностью на том конце провода – мошенник.
Он всячески подталкивает человека отправить «две-три-пять» тысяч на банковский счет, на телефон или электронный кошелек в счет залога, мотивируя это необычайной выгодой предложения и обилием желающих приобрести его машину. Как правило, после перевода «чисто символической» суммы связь с продавцом пропадает.
Избегайте «серых» расчетов. Указывайте в договоре купли-продажи реальную цену сделки, а не формальные 10 000 рублей. В противном случае, если покупка окажется неудачной и дело дойдет до суда, вернуть полностью уплаченную сумму будет невозможно.
!!! Никогда не отправляйте задаток продавцу до осмотра автомобиля и без подписания документов!
Автосалон – не панацея
Вы ошибаетесь, если думаете, что попасться на удочку мошенников можно только при покупке автомобиля с рук. В некоторых автосалонах тоже работают ушлые люди. Список уловок, на которые они идут, бесконечен. Вот лишь некоторые.
Виртуальные покупатели
Покупатель выбирает в салоне подходящую модель, комплектацию, но менеджер сообщает, что ожидание машины займет 1–3 месяца. Машина такая в салоне есть, только она забронирована, и если клиент не против попрощаться еще с 10–20 тысячами рублей, то можно поговорить с покупателем – возможно, он согласится уступить именно этот автомобиль. Разумеется, никакого другого покупателя нет.
Максимальная комплектация
Менеджерам выгодно продавать автомобили в максимальной комплектации. Многие опции действительно удобны и порой необходимы, однако установка всех этих опций после покупки авто обойдется гораздо дешевле.
Система Trade-in
Распространенный способ вымогания денег из клиента – «выгодный» обмен старого автомобиля на новый с доплатой разницы. Но даже если машина клиента окажется в хорошем состоянии, менеджеры найдут причину для снижения ее цены. Претензии могут быть предъявлены даже к незначительным внешним повреждениям или состоянию двигателя. Причем в глобальности проблемы убедят и самого клиента, что в итоге приведет к сильному снижению цены.
В результате такой сделки клиент продаст свое транспортное средство по самой низкой цене, а новый автомобиль купит по максимально завышенной.
Новая, но… старая
Нечестные салоны скупают автомобили с пробегом, немного их «подшаманивают», наводят лоск и продают наравне с новыми. Естественно, покупателям об этом не сообщается, а цена ставится как на новый автомобиль.
Если покупатель выбирает такую машину, его предупреждают, что ремонт автомобиля необходимо производить «только в нашем сервисе», в противном случае машина слетит с гарантии. Делают так потому, что в сторонних сервисах могут определить истинный пробег автомобиля.
На заметку
Прежде чем отправляться за машиной в автосалон, узнайте среднюю стоимость выбранной модели. Пройдитесь по нескольким салонам, возьмите распечатки, где будет указана итоговая цена авто в нужной комплектации. Сравнив показатели, можно выбрать наиболее выгодные условия, причем следует сразу отметать подозрительно дешевые варианты.
Еще до посещения салона следует установить для себя сумму, которую вы готовы заплатить за машину, и не соглашаться на уговоры менеджеров купить более дорогой автомобиль.
Рекомендации профессионала, как распознать технические дефекты при покупке авто?
Баходир УСМАНОВ,
дипломированный автоинженер, директор автосервиса «Шерхан» (Красноярск)
Кузов
— Не покупайте машину грязную и не покупайте ее в темноте! Цвет кузова должен быть одинаковый на всех элементах при одинаковом освещении. Обратите внимание на свежеокрашенные болты: их красят потому, что с граней стирается краска, когда элементы кузова снимаются для ремонта.
Часто для подбора колора снимают лючок бензобака. Откройте лючок и посмотрите крепление – есть ли там следы снятия?
Должны насторожить неодинаковые клейма на боковых и задних стеклах (не на лобовых – их часто меняют). Обратите внимание на номерные знаки – если они имеют следы деформации, а кузов свеженький, то машина, скорей всего, побывала в ДТП. Если какой-то элемент кузова вызывает сомнения, можно попросить продавца снять обшивку с обратной стороны – следы ремонта будут видны. Обратите внимание на зазоры и щели между элементами кузова.
Двигатель
— Идеально отмытый двигатель – значит, что-то не так. После запуска обратите внимание на индикатор падения давления масла, он должен погаснуть через 2–3 секунды. Слушать двигатель надо и в холодном, и в горячем состоянии. В идеале двигатель не должен стучать.
Но если на холодную постукивает, а после прогрева перестает – возможно, износ не критичный: после прогрева и расширения металла исчезают зазоры и перестает стучать даже после разжижения моторного масла. А вот другая ситуация, когда на холодную не стучит (густое масло компенсирует зазоры), а после прогрева начинает стучать – значит, мотору недолго осталось жить.
Обратите внимание на выхлоп на высоких оборотах – если идет сизый (синий) дым – мотор изношен, будет расходовать масло. Густой белый дым – антифриз попадает в цилиндры. Черный – неисправна топливная система.
Электрооборудование
— Перед запуском мотора обратите внимание на иконки на панели приборов – после запуска двигателя все лампочки должны погаснуть (кроме ремня безопасности). Красные иконки – нельзя эксплуатировать, желтые – надо ехать в сервис и устранять неисправность.
Недобросовестные продавцы нередко вместо дорогого ремонта параллелят лампочки. Например, при неисправности электронного блока управления двигателем включается индикатор «проверьте двигатель». Но вместо ремонта мотора эту лампочку подсоединяют к лампе зарядки аккумулятора или аварийного давления масла.
Вас должно насторожить, если долго не гаснет «чайничек» – индикатор низкого давления масла – или гаснет до запуска двигателя. Плохо, когда индикаторы Check enginе или SRS, Airbag гаснут одновременно с масленкой или аккумулятором, а возможно, и совсем не горят.
Трансмиссия
— Работу механической КПП и сцепления можно оценить на ходу – передачи должны включаться без заеданий, плавно и легко. Запах гари при нагрузках, повышаются обороты, скорость не растет – неисправно сцепление.
Работа автоматической КПП. Переключение и старт должны быть без толчков. Вообще переключения на исправной АКПП еле заметны, их видно только по изменению оборотов двигателя (стрелка тахометра качнется).
Не должен мигать индикатор Hold или O/D off при движении. Как правило, щуп уровня масла в АКПП находится в доступном месте, его можно вытащить и оценить цвет масла – если коричневый (темный) с запахом гари, значит, агрегат изношен, и в ближайшее время придется его ремонтировать или менять. В идеале масло в АКПП должно быть прозрачным, а цвет его – лилово-красным.
На машине с вариатором передаточное число меняется бесступенчато. Если ощущаете рывки или толчки – вариатор неисправен.