Сибирь – уникальная территория. Наверное, только здесь сохранились целые города-музеи, хранящие живую, нетронутую веками, историю. Есть такой населенный пункт в Красноярском крае – Енисейск, который недавно отметил свое 400-летие. Есть и в соседнем субъекте Федерации – Кемеровской области. Думаете, Кузбасс богат только углем? Ан нет! Увидите здесь и деревянные кружева, и уникальных мастеров, творящих настоящую красоту.
Город на границе с Красноярским краем
Три часа от краевого центра по хорошей дороге, и вы за пределами Красноярского края. Кемеровская область встречает нас сюрпризами. Недалеко от границы двух регионов стоит маленький городок, который очень напоминает наш северный Енисейск. Это Мариинск.
Только въезжаешь в него, и неотступно следует за тобой ощущение, что вернулся ты в позапрошлый век. В центре города не видно современных строений (как оказалось, они есть, только в другой части населенного пункта). Вдоль улиц – исторические купеческие дома. Один красивее и богаче другого. Мариинск, как и Енисейск, город купеческий. Вот только, говорят, сначала прибывали сюда люди не по доброй воле. Отправляли за Урал зажиточных крестьян Сибирь поднимать, а они обживались, богатели, становились предпринимателями.
Кстати, архитектура Мариинска получила свое особенное название – сибирское барокко. Отличалось оно нарочитостью и парадностью.
Красивый облик вполне соответствует поэтичному названию города. Но есть какое-то несоответствие этой эксклюзивности той части света, в которой стоит город-музей. Посудите сами: Мариинский театр расположен в Санкт-Петербурге, Мариинское училище для девочек есть в том числе и в Красноярске. Так почему же населенный пункт на реке Кия получил такое звучное название?
Деревянные потроха в подарок
Первое упоминание о Мариинске появилось в 1720 году. На месте города была построена церковь для крещения аборигенов – селькупов. Центр обращения иноверцев в православную веру назывался Кийской слободой (помните, река здесь Кия). А развиваться это место начало с появлением дорог. В 1733 году вышел указ о строительстве Московско-Иркутского тракта, который проходил как раз через Кийскую слободу. И населенный пункт начал расти. Сюда хлынул люд, который желал увидеть, что же такое Сибирь, а также крестьяне, которые планировали прихватить землицы около перспективной дороги, связывающей Москву с Дальним Востоком.
Крутой виток развития Кийской слободы связан, конечно же, с драгметаллом. В 1828 году рядом с ней обнаружили рудное россыпное золото. И закрутилась добыча! Поехали сюда люди авантюрные и не всегда простые. Купеческие гильдии организовывали поисковые партии. Ими-то и был обнаружен ряд месторождений на реках Ачинско-Мариинского природного района.
Начало 30-х годов XIX века стало временем настоящей золотой лихорадки, центром (основным местом сбора золотодобытчиков самых разных мастей) которой являлось село Кийское. Говорят, купцы-золотодобытчики были так богаты, что целыми днями могли баловать себя различными увеселениями и яствами, а то и в карты поиграть всласть. Да так, что проигрывали все свое состояние.
Но основная масса купечества работала и богатела «с головой». Как поясняют местные гиды, 80 процентов всех купцов в Мариинске были евреями, которые выгоды не упускали.
Впрочем, и о городе думали. Так было устроено купечество XIX века, что, кладя деньги в свой карман, заботилось и об общественном благе. Так в городе благодаря купеческим вложениям появились гимназии для мальчиков и для девочек, храм, библиотека и первый кинотеатр.
В 1856 году Кийск стал довольно многочисленным населенным пунктом в Томской губернии (к которой он тогда был приписан) и получил статус города.
А в 1857 году местный губернатор обратился в Сибирский комитет с прошением дать имя Кийску либо Мариинск, либо Александровск – в честь царственной четы – Александра II и его жены Марии Александровны. Прошение это дошло до государя. Как раз приближались именины его супруги, и он решил подарить ей купеческий город в сибирской глубинке. И со словами: «Дорогая, я дарю тебе город вместе с его деревянными потрохами», переименовал Кийск в Мариинск.
Не знаю, была ли обрадована Мария Александровна таким приобретением, но в Мариинске она ни разу не появилась. Бронзовый памятник ей воздвигли на Московском тракте уже гораздо позже – в эпоху современной истории. Ее изобразили выпускающей из рук голубей – символ любви, благости и благотворительности, коей Мария Александровна всю жизнь занималась.
Царственные особы не обходили стороной Мариинск. Пусть хоть и ненадолго, но останавливались в этом купеческом захолустье. Последним из Романовых побывал здесь Николай II, еще будучи цесаревичем. Он возвращался из путешествия по Японии и пришвартовался у берегов Мариинска. Для такого случая купцы оделись в праздничные яркие рубахи и прикрыли уличную грязь ковровыми дорожками – сначала от пристани до храма, а пока цесаревич стоял обедню, быстренько перестелили их до дома, в котором ему предстояло ночевать. Правда, поспать в ту ночь в Мариинске Николаю II не удалось. Местные жители были так воодушевлены его приездом, что всю ночь пели под окнами здравницы. Цесаревич терпел до шести утра, а потом собрался и укатил в Томск.
Что манило енисейских купцов
Мариинск многое связывает с Красноярским краем, или Енисейской губернией, как она называлась в позапрошлом веке. Ну, во-первых, золотые месторождения располагались на нашей общей территории. И золотую лихорадку мы переживали одну на двоих. А во-вторых, многие купеческие фамилии постоянно курсировали между Мариинском, Енисейском и Красноярском. Так, говорят, купцы Гадаловы – красноярские меценаты и благоустроители – пополнили свои карманы не только в Томске, но и в Мариинске. И только после этого обосновались в Красноярске.
А производство известной на всю Россию элитной водки в Мариинске в 1902 году организовали енисейские купцы Сазон и Александр Телегины. В этой местности обнаружились уникальные артезианские источники, которые придавали напитку неповторимую чистоту и сманили наших предпринимателей.
Кстати, производство это живет и здравствует до сих пор. В революцию, его, конечно, национализировали, в перестроечное время акционировали, но алкоголь выпускать не прекращали.
По Большой Московской
В старые добрые времена любили купцы делать променад по Большой Московской. Прошлись по главной улице Мариинска и мы. Сегодня это районный центр, и проживают в нем чуть больше 40 тысяч человек. Зато исторических зданий сохранилось 77. Все они имеют статус объектов культурного наследия. Правда, видно, что денег на их реставрацию не хватает. Прямо скажем, Мариинску повезло меньше, чем его родному брату Енисейску, в котором насчитывается 100 памятников, и более 20 из них отреставрировали к 400-летию северного города.
В бывших купеческих домах теперь различные учреждения. Есть здесь и тюремный замок.
Мариинск, как и многие другие сибирские города, в 1930-х годах стал лагерным центром, в который ссылали и ученых, и артистов, и писателей. Они и развивали этот населенный пункт. Здесь, например, сидели будущий актер Спартак Мишулин, будущий маршал Константин Рокоссовский, певица Лидия Русланова и другие известные личности.
В советское время Мариинский район стал сельскохозяйственным. Местные аграрии во времена Великой Отечественной войны даже поставили рекорд по урожайности. В 1942 году звено картофелеводов под руководством Анны Кондратьевны Юткиной сняло небывалый урожай – 1 331 центнер картофеля с гектара. Все были удостоены Сталинской премии, которая пошла в фонд победы. На эти деньги сделали танк. А семь членов звена стали Героями Соцтруда.
Об этой дате на Большой Московской напоминает памятник картошке. Она в виде мужичка в ушанке и с лопатой на плече идет сама себя выкапывать.
Автор памятника – местный умелец Юрий Михайлов. Его руками изготовлены и другие скульптуры в городе. Это и памятник купцу, и фонарщик, и деревянные фигуры старых жителей Мариинска. Даже герб райцентра – резной цветок в обрамлении колосьев и речных потоков – придумал именно он, почетный гражданин Мариинска Михайлов. Его трудами появился в районном центре единственный на Кузбассе музей бересты.
Михалыч
О Михайлове в Мариинске говорят: «Бог поцеловал в макушку». Человек это активный и любящий свою малую родину.
Сам Юрий Михайлович, которого в народе кличут просто Михалычем, говорит про себя: «Где родился, там и пригодился». Хотя таланты свои проявлять начал он (внимание!) в Красноярске. После окончания школы в Мариинске решил Юра Михайлов поступить в Суриковское художественное училище. Приехал в город на Енисее, но к экзаменам опоздал. И, чтобы не терять времени, пошел в вечернюю Суриковскую художественную школу, а заодно устроился работать на Красноярский судоремонтный завод. Работал и рисовал, рисовал и работал.
Три года подряд поступал он в художественное училище, и все три раза что-то не складывалось у него в отношениях с нашим учебным заведением. За это время окончил Юрий Михайлович Суриковскую школу, получил диплом и был призван в армию. Кстати, службу проходил тоже недалеко от краевого центра – в поселке Памяти 13 Борцов в ракетной части художником.
– После армии в Красноярск я так и не вернулся, поехал на родину – на Кузбасс, – рассказывает Юрий Михайлов. – Но азы живописи и лепки получил я именно в Красноярском крае. Тесно с ним связан.
Как говорит художник, эти азы ему крепко пригодились в жизни и творчестве. Чем он только не занимался – и чеканкой (выставки своих работ в том числе и в Красноярске устраивал), и живописью, и таксидермией. Но главная любовь его – береста. Работе с нею отдал мастер 33 года. И за это время стал основателем берестяной школы Кузбасса.
– Бересту для себя я открыл в 1976 году. Тогда в Сибири берестой особо никто не занимался. Это удивительный материал – солнечный, теплый, ласковый. И доступный – только бери бересту в лесу, не ленись, – рассказывает Юрий Михайлович. – А известность пришла в 1985 году. Тогда проходила зональная выставка, собрали восемь регионов Сибири и Дальнего Востока. С берестой только мы с товарищем. Сделали 11 туесов в классической народной технике, и все на выставку прошли. Их затем в Москву забрали в республиканскую экспозицию.
Со своими туесами Михайлов восемь стран объездил. Был с выставками в Индии, Китае, Испании, Америке, Германии, Франции, Египте, Саудовской Аравии. За свои работы получил премию правительства России «Душа России», звания «Народный мастер Кузбасса» и «Почетный гражданин Мариинска».
Впрочем, почетным гражданином своего родного города стал он по другой причине.
Из всех поездок Михайлов возвращался именно в райцентр Кемеровской области. И не просто жил здесь, но и украшал его, болел за него и его обитателей. Так появился в Мариинске единственный на Кузбассе музей бересты, в котором можно найти работы разных мастеров и направлений, узнать историю этого материала. А на улицах города реализовал проект «Деревянные персонажи старинного города». Появились здесь фигуры городового, купца и купчихи, офицера позапрошлого века.
Его усилиями Большая Московская улица украсилась памятниками и скульптурами. Стала туристической зоной. В Мариинск поехали путешественники со всей России.
– Скульптурой я никогда не занимался. А тут попробовал делать из бетона. Варишь каркас фигуры, натягиваешь сетку и прямо руками накладываешь раствор и лепишь, – поясняет народный мастер. – Сначала мне динозавров заказали. В 50 км от Мариинска в селе Шестаково обнаружили кладбище динозавров – больше 10 скелетов. И попросили меня сделать пситтакозавра сибирского – ящера-попугая, которые у нас водились. Слепил его с детенышем, и понравилось мне. В Липецк изготовил оленя высотой более четырех метров, а затем тройку лошадей. Дракона и памятник пограничнику – в Горноалтайск, на Дон – памятник невернувшимся казакам. Бетон оказался очень художественным материалом, главное – правильно за ним ухаживать. Ведь Родина-мать в Волгограде из бетона слеплена.
Сейчас у Юрия Михайлова другое увлечение. Как он говорит, «в куколки ушел».
– Один год у нас шли дожди – заливали Сибирь, и бересту мы не заготовили. Что делать? Я когда-то к Масленице делал куколки – тройку лошадей. Думаю, дай и сейчас займусь, – рассказывает мастер. – Сделал себя любимого с гармошкой (Юрий Михайлов играет на балалайке, гитаре и гармошке. – НКК). И мне понравилось. Чтобы изготавливать их, нужно иметь семь умений: быть скульптором, портретистом (если делаешь историческую личность), знать исторический костюм, оружие, животных, птиц, растения.
Юрий Михайлович человек увлеченный. Он историю изучает, коллекционирует оружие, в казачьем войске служит, да еще и патриотическим воспитанием детей занимается. На беседы к нему в мастерскую приходят ребятишки от младшей до старшей школы. И каждого он убеждает: Родину свою любить и знать важно.
– Я заметил интересную вещь: дети Мариинск не любят. Говорят, болото, заняться нечем, развлечений нет. И меня это заело. Почему мне интересно здесь, а им скучно? – поясняет почетный гражданин Мариинска. – И я стал с ними беседовать, спрашивать: почему не любят? Оказывается, они просто не знают наш город. Ни какие улицы по соседству, ни какие известные люди здесь жили, даже какая река течет. И я взял принцип «Родинознание рождает родинолюбие». В соответствии с ним и действую. Рассказываю детям про Мариинск, про то, как можно интересно жить в маленьком городе. Вроде понимают ребятишки. Может, когда-то вспомнят про Михалыча.