Практически все уловки мошенников давно известны, однако россияне продолжают упорно верить «сотрудникам банков», «полицейским» и прочим «благожелателям», предлагающим расстаться с деньгами. Наши сограждане иногда переводят на сомнительные счета все свои сбережения. Только за семь месяцев этого года в Красноярском крае зафиксировано 4,2 тысячи преступлений в IT-сфере. Это меньше, чем за этот же период прошлого года, но все-таки количество обманутых остается огромным.
Один из недавних случаев: жительница региона после беседы по телефону перевела мошенникам около 1,5 миллиона рублей.
В полиции отмечают: чаще всего жертвами становятся те, кто не осведомлен о способах работы преступников. Люди сами переводят средства или выдают пароли от своих счетов. Злоумышленники не гнушаются ничем, обманывают пенсионеров, отнимая у них последние накопления.
По-прежнему распространенный способ обмана – продажи через интернет. Человек заказывает товар, платит деньги, но получает либо вещи ненадлежащего качества, которые невозможно вернуть, либо не получает вообще ничего. При дистанционных покупках стоит всегда читать отзывы и комментарии о выбранном магазине – множество негативных мнений должно насторожить. Еще один способ защитить себя – заказать опись вложения. По закону сначала посылку нужно оплатить, а потом вскрыть. После вскрытия содержимое уже не вернешь отправителю. Если есть опись, тогда перед выдачей и оплатой сотрудник почты обязан подтвердить, что содержимое соответствует списку.
Еще один актуальный метод дистанционного мошенничества – сообщение о попытке несанкционированного списания денег с вашего счета или оформлении выгодного кредита. Обычно жулики начинают «заваливать» клиента банковскими терминами, показывая свою осведомленность, однако в конце все сводится к тому, чтобы человек назвал ПИН-код от карты или другую конфиденциальную информацию.
Заместитель начальника Главного следственного управления ГУ МВД России по Красноярскому краю Иван Франц отметил, что мошенники становятся все хитрее и изворотливее, применяют методы нейролингвистического программирования. К примеру, все предложения и информация повторяются неоднократно и назойливо. Человеку в буквальном смысле не дают слова сказать в ответ – звонящий говорит быстро и уверенно, демонстрирует полное и доскональное знание предмета. Если жулики имитируют работу банковского офиса, то с жертвой может разговаривать не один мошенник, а несколько – «клиента» переводят из отдела в отдел, чтобы человек поверил.
Другой классический сценарий обмана – звонок о «родственнике, который попал в ДТП, беду, и срочно нужны деньги на оплату ущерба пострадавшей стороне, на операцию, ремонт и т. п.». Приемы все те же – скороговорка, напористость, давление на психику. Если речь идет о якобы ДТП, мошенники создают соответствующую «картинку»: голосовой фон, уличный шум.
Обо всех этих уловках важно помнить. Можно игнорировать звонки с незнакомых номеров. Самая лучшая защита от мошенника – не общаться с ним. Если разговор все-таки начался, сразу положить трубку.
После сообщения от незнакомца о ДТП или другой неприятности, якобы случившейся с вашим родным человеком, не паникуйте. Позвоните ему, другим родственникам или друзьям. Помните: никакие следователи и полицейские не будут звонить по телефону и вымогать взятку, требовать «оплатить ущерб пострадавшей стороне» и т. п.
Вам сообщили о попытке списания ваших денег со счета? Сразу же положите трубку, не продолжайте разговор – это явный признак мошенничества. Просто проверьте баланс и убедитесь, что с вашим счетом полный порядок. Запомните: ни один банк не будет просить вас передать пароли от карт или предлагать перевести деньги.