С внедрением в нашу жизнь цифровых технологий у людей появились не только новые возможности легче и быстрее проводить операции с денежными средствами, получать госуслуги, но и увеличились шансы стать жертвой кибермошенничества.
За 7 месяцев 2020 года на территории Красноярского края в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество таких преступлений увеличилось на 76,8 % и составило 6 712 (+ 2 917).
Преступники используют интернет (зарегистрировано 3 723 преступления) и мобильную связь (3 798 преступлений) для хищения денежных средств с банковских счетов.
Самое распространенное преступление – звонок по телефону от якобы службы безопасности банка с сообщением о несанкционированном списании денежных средств со счета. Полагая, что звонок поступил во спасение их сбережений, многие передают преступным элементам сведения о кодах, поступающих в СМС-сообщениях, о реквизитах банковских карт (включая CVV-код), скачивают на свои гаджеты программы удаленного доступа, с помощью которых потом списываются их средства, а некоторые потерпевшие сами переводят деньги на счета мошенников.
Сбережения граждан также похищаются во время сделки купли-продажи, заключаемой через сеть интернет (приложения «Авито», «Юла» и т. д.), или когда человек необоснованно оплачивает получение якобы выигрышей, компенсаций, кредитов. Еще один способ – переход по сомнительным ссылкам, после чего блокируются платежные системы и происходит списание денежных средств.
По-прежнему действует способ хищения денег путем «вскрытия» личных страниц в социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассниках» и др.), когда человеку приходит сообщение от пользователя, который находится в категории «друзей», с просьбой занять денег.
Указанное свидетельствует о том, что гражданам необходимо проявлять повышенную бдительность при использовании средств телекоммуникаций и применять главные правила:
1. Банковские работники не проводят работу по отслеживанию сомнительных операций, это производит автоматическая система, после чего блокируется счет. Для разблокировки счета необходимо обратиться лично в банк с паспортом.
2. После автоматической блокировки счета банковские работники не перезванивают и не предлагают «спасти» денежные средства либо «взять их под охрану», тем более перевести деньги на другой счет.
3. Нельзя никому сообщать (даже работникам банков) реквизиты банковских карт, пароли, коды, ПИН-коды, CVV-коды, коды из СМС-сообщений.
4. При поступлении звонка от сотрудников банка прервать разговор и самим перезвонить в банк.
5. Нельзя передавать банковские карты третьим лицам.
6. Незамедлительно сообщить в банк об утрате банковской карты, мобильного телефона с «привязанной» к номеру банковской картой или о смене телефонного номера. Не оставлять без присмотра телефоны с «привязанной» к номеру банковской картой.
7. При заключении сделок купли-продажи онлайн-оплату проводить только с проверенными контрагентами.
8. При переводе денежных средств согласовать данные действия в непосредственном общении с их получателем, сверить реквизиты.
9. Использовать только официальные сайты банков, госучреждений и пр.
10. Нельзя переходить по неизвестным ссылкам.
11. Использовать антивирусы.
Помните! Самая надежная защита от кибермошенников – это осведомленность и бдительность самих граждан.
Начальник отдела государственной статистики прокуратуры Красноярского края Петрусев Д. В.