Парламентарии заслушали отчет Счетной палаты края «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета, направленных на реализацию долгосрочной целевой программы «Обращение с отходами на территории Красноярского края» на 2012–2014 годы».
Аудитор Елена Наумова напомнила народным избранникам, что принятая программа – это первый документ в крае в области обращения с отходами. Объем финансирования мероприятий по ней составляет 453 млн рублей. В ходе проверки Счетной палатой были выявлены нарушения и недостатки. Среди них отсутствие необходимой документации, которая бы определяла комплексность в управлении; неисполнение определенных показателей (например, некоторые органы местного самоуправления не обеспечили функционирование системы видеонаблюдения в местах несанкционированных свалок); нарушение законодательства о госзакупках; наличие неэффективных расходов и другие. Кроме того, Елена Михайловна сообщила, что существуют риски по своевременному возведению полигона ТБО в Канске. В то же время, по словам аудитора, большинство показателей программы достигнуто, а ее выполнение составляет порядка 90 процентов.
После этого слово было предоставлено заместителю министра природных ресурсов и экологии края Сергею Шахматову. Он согласился с основными замечаниями и сказал, что план по устранению нарушений, обнаруженных в ходе проверки Счетной палатой, уже сформирован и министерство приступило к работе.
– Основная причина недостатков, которые были выявлены, – это отсутствие концептуального положения по обороту твердых бытовых отходов в крае, – заметил Сергей Александрович. – Мы над ним работаем.
Председатель комитета по бюджету и экономической политике Андрей Самохин попросил конкретики в ответе – например, почему есть неосвоенные средства. Заместитель министра сообщил, что проблема заключалась в мусоросортировочном заводе в Березовском районе: когда уже решился инфраструктурный вопрос, прошли предпроектные работы и все было готово, инвестор отказался от проекта, и средства были возвращены в краевой бюджет.
– А что делается с несанкционированными свалками? – продолжил Андрей Николаевич. – Если на протяжении десятилетий земельный участок возле деревни использовался для вывоза твердых бытовых отходов, то, может, его проще перевести в эту категорию?
Сергей Александрович ответил, что такой вопрос не решить только через перевод категории земель – есть множество нюансов.
В то же время на ликвидацию несанкционированных свалок из года в год выделяется большое количество денег. Например, только в Красноярске было ликвидировано 214 таких объектов. Здесь вопрос повышения культуры населения и усиления контроля за оборотом ТБО, – сказал чиновник и напомнил, что пять лет назад свалок было больше, чем сейчас.
Председатель комитета также попросил пояснить, почему не везде работала система видеонаблюдения. Ответ последовал такой: многие муниципалитеты подключились с опозданием – проблема носила технический характер. Но там, где был налажен видеомониторинг, это принесло плоды. Во-первых, удалось пресечь организацию несанкционированных свалок. Во-вторых, наложены штрафы на конкретных лиц. Сергей Шахматов также заметил, что необходимо совершенствование административного законодательства. Андрей Самохин в ответ на эту реплику посоветовал министерству плотнее взаимодействовать с Законодательным собранием и направлять свои предложения в комитет по вопросам законности и защиты прав граждан.
Депутат Елена Ледницкая спросила у Шахматова, какие выводы организационного плана были сделаны в министерстве по итогам проверки Счетной палатой. Сергей Александрович сказал, что была пересмотрена вся структура контрольных мероприятий, поменялся регламент, функции ведомства по выполнению программы были настроены концептуально по-другому.
По итогам обсуждения отчета депутаты решили принять его к сведению и предложить правительству края разработать и представить в Законодательное собрание концепцию, определяющую системный подход к организации процессов обращения с твердыми бытовыми отходами, усилить внутренний контроль за реализацией мероприятий по управлению отходами на территории края, принять меры по сокращению неэффективных расходов.