Железногорская Школа космонавтики для меня всегда ассоциировалась с учреждением для интеллектуальной элиты. Помню, если в школьные годы в нашем детском коллективе появлялся мальчишка или девчонка из этого образовательного центра, то автоматически приобретал статус умника или умницы в самом хорошем смысле этого слова. Как показала дальнейшая взрослая жизнь, такой титул давался не зря – многие выпускники добиваются успехов на самых разных поприщах, будь то наука или бизнес. Старт всей этой звездной эпопее в конце 80-х годов прошлого века дал основатель Школы космонавтики Николай Николаевич Носков, который возглавлял школу более 20 лет. Сегодня его друзья и коллеги выступают с инициативой о присвоении этому образовательному центру имени его основателя.
Опережая время
Если бы Николай Носков создавал Школу космонавтики сейчас, он бы, вероятно, мог дать ей иное название – школа инноваций, например. Многие из его идей, которые родились почти сорок лет назад, оказались актуальны и сегодня. Школа живет, притягивает к себе талантливую молодежь и выпускает в большое плавание под названием жизнь, давая драгоценный багаж в виде знаний и умений.
А ведь в 80-х годах ее история действительно начиналась с плаваний. Первые выездные интенсивы «космонавтов» в Красноярском крае проводились на речных судах. Преподаватели и ученые ведущих, в том числе и столичных, вузов Советского Союза в течение нескольких дней во время речного путешествия рассказывали детям о том, как устроен мир, по каким законам работают те или иные схемы, происходят явления. Молодому физику Николаю Носкову казалось, что именно в такой форме, рассказывая интересно и увлекательно, можно не просто вложить в голову ребенка сухие знания, но привить любовь к науке, познанию, сделать процесс обучения желанным.
Уже после этих «научных экспедиций» появилась идея создания стационарной школы. Благодаря неуемной энергии Носкова школа получила в свое распоряжение бывшую загородную базу отдыха в Зеленогорске. Сразу набрали одаренных ребят, строили планы по развитию и расширению, однако с развалом Советского Союза не всем из них суждено было сбыться. Переехали на новые площади в Железногорск, где школа существует до сих пор. Сегодня она превратилась в настоящий образовательный центр по работе с талантливой молодежью.
Один из учеников Носкова – доцент кафедры физики и методики обучения физике КГПУ им. В. П. Астафьева Сергей Бутаков познакомился с Носковым в 1991 году во время своего обучения в Школе космонавтики еще в Зеленогорске. После выпуска, когда уже поступил в Красноярский государственный университет на факультет физики, судьба еще раз свела его с учителем.
– Когда узнал, что в университете существует кафедра перспективных образовательных технологий, которую возглавлял Николай Николаевич, сразу же пошел туда. Еще студентом организовывал краткосрочные образовательные мероприятия в Школе космонавтики, а после окончания университета работал там, впоследствии став заместителем Носкова. Поражало, как Николай Николаевич чувствовал перспективы, будущее, какие профессии и направления будут востребованы через несколько десятков лет. Можно сказать, он предвосхитил некоторые события.
Действительно, еще в бытность свою директором школы он предлагал организовать в Железногорске институт жизнеобеспечения. Тогда идею не поддержали чиновники, однако Носков просто так не отступил – был организован профильный филиал Красноярского государственного педагогического университета, где готовили учителей безопасности жизнедеятельности. В Железногорске уже потом появилась целая Академия МЧС, которая сейчас успешно работает.
– По сути, это его идея, только модифицированная. Взять тот же образовательный центр «Сириус», открытый в Сочи в 2015 году. Это ведь масштабированная на всю Россию Школа космонавтики. Думаю, если бы Николай Николаевич был жив, он бы порадовался этой инициативе, – рассказывает Бутаков.
Совершить немыслимое
Николай Носков был добрым и отзывчивым, очень трудолюбивым. Порою задачи, которые он ставил, казались фантастическими.
Уникальность Николая Николаевича была как раз в умении организовывать процесс, собирать вокруг себя людей, которые готовы были горы свернуть, совершить немыслимое.
– Многие до общения с ним и не подозревали о своих способностях, возможностях. Это очень ярко проявлялось во время первых выездных интенсивов Школы космонавтики – дети были разные, и не все из них прирожденные ученые. Но к концу путешествия глаза горели одинаково у всех. Он умел заражать идеей, прививал настоящую любовь к науке, познанию, – делится Сергей Бутаков.
Однажды Носков на планерке поставил перед сотрудниками задачу – придумать концепт образовательного спутника. На все про все – два дня. Казалось бы, немыслимо:
– У нас тогда даже сомнений не было, что это невозможно. Мы пошли, заперлись в комнате, устроили мозговой штурм. И в финале выдали результат, – рассказывает преподаватель КГПУ.
На самом деле так было практически всегда – за что бы ни взялся Носков, он доводил идею до практической реализации, под ключ. Сегодня Сергей Бутаков продолжает сотрудничество со школой – работает с детьми, обучает астрономии. Сама школа уже не просто обучающий центр и бренд. Это историческое наследие, традиция Красноярского края.
Николай Николаевич Носков (1947–2015), кандидат физико-математических наук, лауреат правительственной премии РФ. Долгое время работал в сфере образования Красноярского края, является почетным работником образования РФ. До 2007 года был директором Школы космонавтики. Ушел из жизни после продолжительной болезни в августе 2015 года.
Фото предоставлены родственниками Николая Николаевича Носкова