Как пенсионеров-тружеников превращали в бомжей Ничего личного, просто бизнес…

Как пенсионеров-тружеников превращали в бомжей Ничего личного, просто бизнес…

Четыре года назад в «НКК» вышла статья «Продается деревенька в пятьсот душ». Речь шла о предпринимателе, который оформил на себя имущество бывшего колхоза имени XXII съезда КПСС (теперь ООО «Далай») вместе с жилыми домами. Люди оказались в непростой ситуации: их заставили выкупать дома, которые они уже давно считали своей собственностью – отработали сполна. Но суд решил иначе. Защитить свои права многим далайцам не удалось, они остались без крыши над головой. В общем, дело закрыто. И можно перелистнуть страницу, но, как говорится, кто забывает историю, рискует ее повторить.

Сельский детектив

Бесплатное жилье осталось в прошлом. В советское время колхозы заманивали специалистов как раз быстрым решением квартирного вопроса. В поселок Далай Иланского района в конце 70-х годов ехали доярки, механизаторы, комбайнеры, учителя. Им предоставляли выстроенные в короткий срок двухквартирные бараки. Как вспоминает Зоя Комлева, одна из бывших колхозниц, «приехали с мужем работать в колхоз, нам сказали: иди занимай тот дом. Мы зашли – и все, никаких документов никто не дал». Так же было с учителями, в которых нуждалась далайская средняя школа.

Ситуация_2.jpgВ XXI веке колхоза не стало, из работодателей осталась одна школа и сельсовет. Бывшие колхозники занимались фермерством на своих участках, что позволяло им выживать. Семью Комлевых, к примеру, кормила только земля. Учительница Галина Стародубцева, приехавшая в 80-х молодым специалистом в далайскую школу и получившая за это квартиру, вела уроки в школе до самого судного дня…

Напомним вкратце: предприниматель Сергей Сидоров после приобретения колхозного имущества в Далае стал собственником всех квартир поселка. Он начал требовать у сельчан платить аренду за квартиры в кассу бывшего колхоза имени XXII съезда КПСС (ООО «Далай») или приобретать жилье в собственность. Всех несогласных обещал выселить на правах хозяина. Семьи Комлевых, Стародубцевых, Червяковых и другие подали иск в суд о защите своих прав. Тяжба шла больше трех лет. Жители не сдавались до последнего, потратив на суды и адвоката последние деньги, в том числе кредитные, потеряв здоровье и желание жить. Но в итоге за ветхие квартирки в бараках они заплатили слишком высокую цену. Суд признал правоту бизнесмена, постановил выселить упертых правдоискателей.

За время судов Зоя Комлева накопила кучу долгов, в том числе и по аренде за дом:

– Я поняла, что нужно уезжать из Далая, когда мне присудили выплачивать почти сто тысяч рублей долгов. Моя пенсия и так была невелика. У меня пятеро детей, внуки. Арендная плата за жилье по договору коммерческого найма составляла почти пять тысяч рублей и могла в любой момент вырасти. Выкупать дом за 400 тысяч? Кто пенсионерке даст такой кредит? Аппетиты у собственника могут расти бесконечно. Да и рука не поднималась «кормить» его, отрывая хлеб у детей. Почему наши деньги должны идти в карман частного лица, который не сеял, не пахал, не строил ничего в колхозе, разрушил предприятие окончательно? Да и суммы за жилье взяты с потолка. Я считаю, что мы за 20 лет отработали наше «служебное» жилье. Хотя такого статуса у далайских бараков никогда не было. И вообще никаких документов на жилье не существовало.

Бросив свои обжитые дома и уехав из Далая, проигравшие узнали, что в их тяжбе произошел еще один поворот: они должны заплатить за издержки, которые понес бизнесмен. Так что бывшие далайцы должны ему еще денег. Поговорка «Ничего личного, просто бизнес» стала для сельчан проклятием. Очень удачно человек оформил на себя землю и начал законно зарабатывать. Еще во время нашей поездки в поселок мы увидели, как все поля заросли травой, а от колхозного имущества (скота и техники, строений) не осталось ни следа. Выжили как раз жилые домики, заботливо побеленные, с ухоженными огородами, баньками и стайками. Они-то и стали «доходными домами». И все по закону. Кроме того, часть семей отдали бизнесмену и свои земельные паи за символическую плату в сто рублей. До последнего они хранили это советское наследство, надеялись дожить свои дни в поселке, подарить землю детям, которые смогут на ней работать.

На два лагеря

Судиться за свое жилье решили не все далайцы. Нашлись те, кто уступил требованиям директора ООО «Далай» Сергея Сидорова. Часть семей выплатили стоимость домов, указанную им. Кто-то иным образом договорился. Например, приобрести более дешевое жилье в поселке взамен своего. Семья Ивченко жила через дорогу от Комлевых, а теперь они живут в квартире Зои Комлевой. Семьи с детьми расплачивались за жилье материнским капиталом. Стародубцевы, проиграв суд, оставили дом, школу и уехали в Канск, где у них было, к счастью, жилье. Комлевым ехать было некуда. А ведь люди приехали в поселок из-за бесплатного жилья. Зная, что случится такой неожиданный поворот, они, может быть, по-другому жизнь устроили. Сейчас семья живет в Красноярске, снимает однушку, платит за аренду 14 тысяч рублей. Дорого, но в городе можно найти достойную работу, а дальше пенсионерка не заглядывает:

– В моей квартире в Далае живут другие люди. Соседи за стенкой – семья Барсуковых – собирают документы на приватизацию, им новый собственник разрешил. Мы же скитаемся. Я все вещи раздала, что-то забрала с собой и уехала в никуда два года назад. Поняла, что нужно начинать новую жизнь, хотя очень тяжело остаться без крыши над головой в 60 лет.

Не сдаваясь до последнего

Борьбу далайцев за жилье можно назвать великой тяжбой. Куда только не обращались жители. Большой резонанс вызвали публикации в «НКК» и других СМИ. Но найти весомые аргументы для суда не удалось. Жители пытались отыскать хоть какие-то бумажки на дома. Нашлись только постановления о выделении государственных ссуд на строительство двухквартирных домиков. Блеснула слабая надежда на то, что именно эти домики не строились за счет колхозных денег, а значит, не могут быть колхозным имуществом и передаваться новым правопреемникам. Увы. Потом в качестве аргумента жильцы взяли сам факт отсутствия техпаспортов и планов квартир. Мол, как без документов можно скопом передать сотни квадратных метров? У домов и сейчас нет паспортов, а жителям не по карману оплачивать пакет услуг специалистов по технической инвентаризации. Семья Комлевых, например, заказывала однажды техпаспорт на свой дом. В нем указано: «материал стен – брусчатый». А дом на самом деле шлакоблочный. Путаница с далайскими домами продолжается. Они до сих пор остаются призраками. Что, однако, не мешает их продавать и покупать.

Прокуратура Красноярского края также подтвердила решение суда о том, что ООО «Далай» законно совершало сделки с принадлежащим ему жильем и устанавливало плату за пользование им. От этой казуистики веет холодом, как от пожизненного приговора. Платить четыре тысячи рублей в месяц за аренду своего же старенького домика без удобств – такую награду за труд получили сельчане. Кто имел средства, выкупили дома, чтобы не связывать себя больше ни с какими бизнесменами. Проигравшие же суды остались без жилья. Не разобравшись в ситуации, можно попенять колхозникам на то, что они за все 20 лет не справили себе документы на жилье. Не озаботились, и вот результат. Зоя Комлева и другие пострадавшие не раз поясняли, что в сельсовете на все попытки получить хоть какие-то справки для приватизации поминали устав. Он якобы запрещал приватизировать и продавать жилье. Живите, говорили, так, без документов. Никто вас отсюда не выгонит. Часть архива исчезла при пожаре в сельсовете. В общем, деревня жила и надеялась на авось.

Много таких в стране деревенских домов-призраков. Ведь порой людям трудно объяснить, как важно держать документы на недвижимость в порядке. Как говорится, лучше совсем маленькое, плохонькое, но реально свое. Ведь мошенники и «бизнесмены» не дремлют в поисках легкой добычи. Тогда и случаются большие жизненные катастрофы.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
23 апреля 2024
Министр, смените тон
На недавней встрече в Минске министров иностранных дел стран СНГ глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин сделал замечание российским правоохранительным органам
Без рубрики
23 апреля 2024
Сибирский форпост православия
В 2024 году двухсотлетие отмечает храм в честь святых апостолов Петра и Павла в городе Ужуре. В начале XIX века
Без рубрики
22 апреля 2024
Михаил Котюков: «Работаем на результат и для людей»
Год назад край возглавил человек, хорошо знакомый всем красноярцам, – наш земляк Михаил КОТЮКОВ. Мы пригласили руководителя региона в редакцию,