Выпускные экзамены для многих – сильный стресс, не только интеллектуальная, но и существенная эмоциональная нагрузка. Излишнее волнение может сказаться на результатах. А порой низкие баллы становятся причиной нервного срыва. Можно ли избежать этого? Что нужно сделать родителям, чтобы этот непростой период прошел для выпускника спокойнее?
Переломный момент
Сдавать экзамены – не самое приятное занятие. Еще не так давно ученики выпускных классов проходили это испытание сначала в школе, а потом еще сдавали вступительные в вузах. Да, было тяжело, но какого-то особого драматизма в этих достаточно рядовых событиях не ощущалось. К неудаче многие относились спокойно – «ну что ж, значит, станем студентами в следующем году».
«Я ничтожество, у меня низкий балл, я вообще ни на что не способна…» – такие сообщения начали оставлять на специализированных форумах современные подростки.
Дети сейчас стали более ранимыми? Почему проявляется такая реакция на неудачи?

Фото: Олег Кузьмин / архив gnkk.ru
– Во-первых, период сдачи ЕГЭ – он в любом случае достаточно кризисный, переломный, – поясняет Виктория Мисько, руководитель психологического центра КрасГМУ Минздрава России, преподаватель кафедры клинической психологии и педагогики. – Заканчивается школьный возраст, когда было все знакомо и понятно, и начинается другая, взрослая жизнь. Во-вторых, ставки тут объективно высоки. От ЕГЭ зависит поступление в вуз, успешная карьера, реализация. Также это влияет на самооценку, у многих есть установка: «если я провалю экзамен, я неудачник, что меня ждет дальше, если даже здесь я не справился».
Очень многое зависит в это время от родителей. Но далеко не всегда они понимают, как правильно вести себя.
Чего точно нельзя делать
• Безапелляционно утверждать по нескольку раз в день, что, если не сдашь ЕГЭ – «пойдешь в дворники» или «в ПТУ».
• Сравнивать с одноклассниками, которые более успешны и занимаются более усердно.
• Бесконечно транслировать свои убеждения относительно дальнейшей судьбы: надо набрать достаточно баллов, чтобы обязательно поступить в медицинский, юридический и т. п. Зачастую стать адвокатом или хирургом мечтала именно мама, но у нее не получилось, а вот сын должен. И это единственный жизненный сценарий, который вообще рассматривается.
• Сравнивать себя с ребенком – «вот я в твои годы», вспоминая, что достижений было к этому возрасту, конечно, больше и экзамены были сданы на отлично.
• Бесконечно следить, заглядывая в комнату: занимается или просто сидит в телефоне?

Фото: Олег Кузьмин / архив gnkk.ru
Гиперконтроль приводит к обратному эффекту: ребенок считает, что родители видят в нем маленького мальчика, который вообще не в состоянии нести ответственность за свою жизнь. Мотивация и желание учиться только снижаются. Если уж очень хочется узнать, удалось ли ребенку прочесть сегодня хоть пару параграфов в учебнике, можно пойти иным путем: спросить, что нового и интересного он узнал. Пусть ребенок поделится, а не отчитается.
Подросток очень легко считывает эмоциональное состояние родителей. Даже если он сам относительно спокоен, но чувствует их постоянное волнение и даже страх, то легко поверит: низкий балл – это настоящая катастрофа со многими негативными последствиями, которые уже никогда не исправить.
Но экзамены – это лишь определенный жизненный этап, и не более того. Абсолютно каждый может привести пример, как обладательница красного диплома с их курса стала инструктором по йоге или домохозяйкой.
Рассмотреть разные сценарии
Однако порой одиннадцатиклассник очень дисциплинирован и целеустремлен: он бесконечно повторяет правила английской грамматики или особенности экосистем и буквально не расстается с учебником. И это тоже не очень хорошо.
– Он может считать, что чем больше он будет заниматься, тем лучше, но это не всегда так, – предупреждает Виктория Мисько. – Курсы, репетитор, постоянные занятия дома – все это нередко ведет к переутомлению, отсюда вялость, эмоциональная нестабильность. Нормальное, качественное питание, прогулки на свежем воздухе – это должно быть обязательно. Нужно не допускать переизбытка жирной пищи, сладкого, исключить энергетики. Недостаток сна снижает концентрацию внимания и ухудшает запоминание материала. Ложиться нужно не позднее 11 часов вечера. Вот за этим родителям точно необходимо следить.
Можно и нужно рассмотреть разные сценарии: если балл ЕГЭ окажется низким и на определенную специальность в вуз уже не поступить, то что тогда? Совместно с ребенком рассмотреть другие возможные направления – в других вузах. А может, вначале окончить колледж, а потом уже поступить в вуз без экзаменов, на смежную специальность? Или пока заниматься на курсах, а уже на следующий год пересдать? Альтернатив может быть много, и тогда вчерашний школьник не растеряется даже при неудаче. А во время самого экзамена не будет испытывать буквально парализующий страх: если не решить задачу, то ничего хорошего в жизни уже не будет.

Фото: Олег Кузьмин / архив gnkk.ru
– В сам день экзамена не нужно «нагнетать», – считает Виктория Мисько. – Лучше всего спросить о том, как ребенок себя чувствует. И это тоже полезно: он не будет держать эмоции в себе, поделится, что ему сейчас страшно. Это даст возможность родителям его поддержать, посоветовать, например, начать с более легких заданий и т. д.
Бывают случаи, когда дети действительно паникуют вплоть до того, что трясутся ноги и руки, лицо бледнеет, зрачки расширяются. Есть очень простая, но хорошая актуальная техника, которая ориентирована на «заземление», на осознание себя здесь и сейчас, то есть в настоящем моменте. Можно сделать шпаргалку даже с цифрами 54321. Что это значит?
Нужно назвать пять предметов, которые ребенок видит: к примеру, дерево, небо, машина, лавочка, голубь. Далее – четыре звука, которые он слышит: птица щебечет, листья шелестят, машина едет, рядом играет музыка. Дальше три вещи, которые можно потрогать: например, траву мягкую, стену здания – шершавую, холодную, свой свитер – мягкий, пушистый. Потом найти два запаха: мамины духи, блеск для губ, распустившийся куст сирени, если ребенок на улице. И последнее – одно, это то, что я могу попробовать на вкус.
Техника ориентирована на органы наших чувств, то есть мы запускаем их все, это позволяет снизить панику, успокоиться. Ну и, конечно, классика – это бутылка воды. При панике, при страхе у нас начинает сбиваться дыхание. Берем бутылку воды и мелкими-мелкими глотками начинаем пить – и тем самым мы выравниваем у себя дыхание и немножко стабилизируем свое эмоциональное состояние.