Новый год не зря называют семейным праздником. Он обладает большой объединяющей силой. Ну когда еще съездить в гости к своим родителям, бабушкам и дедушкам, как не в зимние новогодние каникулы? А родителям провести время вместе со своими ребятишками? А еще – устроить для них новогоднее чудо или соорудить костюм, от которого на школьной елке никто не сможет отвести глаз.
Белые и пушистые
Так уж случилось, что мой день рождения совпадает со всемирно любимым праздником – Новым годом. Может, и не готовилась бы я к очередной годовщине своего появления на свет, и не праздновала бы ее, да куда денешься? Положение, как говорится, обязывает, ведь вместе с семьей мой день рождения отмечает вся страна.
В нашей семье к новогодним праздникам начинали готовиться заранее. На выходные приходила бабушка, и начиналось настоящее чудо. На кухне освобождали стол и засыпали его мукой. Раскатывали тесто, накручивали фарш и все вместе целый вечер лепили пельмени. Это незатейливое блюдо в моем детстве считалось обязательным атрибутом праздничного стола.
В один из пельменей непременно закладывали копеечку (в советское время они были маленькие и вполне умещались внутри пельмешка): кому попадется в новогоднюю ночь, тот весь следующий год будет обласкан судьбой. Были и противоположные по смыслу включения. Например, перец горошинами. Только представьте, как горько придется тому неудачнику, который его раскусит!
Новогодняя пора – поистине волшебное время. Это и ожидание подарков, и подготовка костюма к утреннику. Мое детство пришлось на начало 1970-х, и в детском саду (и как так получалось?) роли распределялись довольно однообразно: девочки – снежинки, мальчики – зайчики. И неважно, как мы вели себя весь прошедший год, в этот праздник мы все становились белыми и пушистыми.
Смотрю на свои детсадовские фотографии и диву даюсь: сколько усилий пришлось прилагать моей маме, чтобы соорудить столь нехитрый костюм. Время-то было дефицитное, даже обычной ткани в магазине не купишь. А у меня платья всегда отличались креативом – то на юбочку нашивали кудрявые кружева, то откуда-то появлялась органза. В тон подбирались гольфы, банты, сандалии. Этот абсолютно белый стиль непросто давался моим родителям. Детскую белую обувь не всегда найдешь в магазине, так что иногда специально для новогодней елки приходилось намазывать красные сандалии обычной малярной белой краской. Но красота, как известно, требует жертв!
Изготовление головного убора – особая статья для девочки. Каждая из нас хочет быть уж если не королевой, то принцессой в эту волшебную ночь. Многозубцовый кокошник мы с папой вырезали из толстого картона, а потом обшивали его белой тканью. Специально разбивали елочные игрушки в мелкую пыль и обклеивали ею праздничный головной убор. После высыхания корона искрилась, как разноцветный снег, и немного коробилась на голове от пересушенной смолы. Но я себя чувствовала красавицей!
И вот наступала она – новогодняя ночь. Это, наверное, единственный день в году, когда можно было выспаться днем, чтобы в полночь быть бодрячком. К вечеру приходили гости и поздравляли меня с днем рождения. А затем наступал Новый год: били куранты, начинался «Голубой огонек». И можно было всю ночь петь, танцевать и… не спать.
После боя курантов весь народ из своих квартир вываливал на улицу – кто-то отправлялся на ближайшую горку, кто-то следовал до районной елки. Эта ночь, наверное, была единственной в году, когда по улицам гуляли толпы веселых людей. Все шутили, смеялись и поздравляли друг друга. Это было уникальное праздничное единение совершенно незнакомых красноярцев. В тот миг мы все – улица, район, город – становились одной семьей.
Совместный труд сплачивает
Сегодня все детские магазины завалены новогодними костюмами для малышей. Хочешь – будь лисичкой, а хочешь – Мальвиной. Можно купить что душе угодно. Но приготовить костюм к новогоднему утреннику своими руками – совершенно другое дело. Это своеобразный ритуал, что-то вроде разучивания стихотворения для Деда Мороза. И когда у меня появились дети, на память пришли те предновогодние вечера, когда мои родители мастерили для меня платья и кокошники.
За время моего мамства у меня собралась хоть и небольшая, но полноценная коллекция новогодних кокошников. Если у тебя растут две дочки, то одним кокошником ко всем нарядам никак не обойдешься. К каждому празднику требуется своя корона, ведь в прошлый ее уже видели в детском саду.
Мы с детьми подготовку к Новому году начинали с выбора сказочного персонажа, которым хочет быть ребенок, потом обсуждали, какой костюм должен быть у Снежной королевы, Шахерезады или Пиковой дамы, а там уже приступали к его изготовлению.
В начале 2000-х, когда росли мои дети, уже начали появляться новогодние аксессуары, но скупые и однообразные. А фантазия нашего семейства уносилась то на восток, то на запад, а то и вовсе в сказочные широты. Так, на один из новогодних утренников в начальной школе у старшей дочери появился костюм Шахерезады, полностью изготовленный из отработавших свое бантов, штор и моего старого блестящего платья. А младшая стала Пиковой дамой с черным испанским гребнем (в виде масти пики, конечно) в волосах. Были в нашей жизни и Снежинки, и Принцессы. И для каждой обязательно изготавливалась корона. Если дочь говорит вам: «Хочу корону!», очень легко удовлетворить ее желание хотя бы на Новый год побыть монархом.
Сшить наряд – дело мамы. А вот сделать кокошник можно вместе с ребенком. Совместный труд, как известно, сплачивает больших и маленьких членов семьи.
Что под елочкой?
Подарки – это особая статья. Потому что с возрастом оказывается, что дарить гораздо приятнее, чем получать. И хотя подарочки догоняют меня в новогоднюю ночь – как-никак день рождения, припудренный дедморозовскими сюрпризами, – в эту неделю я сама превращаюсь пусть не в Деда Мороза, ну хотя бы в Снегурочку. А мои великовозрастные дети, как 15 или 20 лет назад, не спят в ту ночь, заглядывая под елку и желая поймать за бороду старика в красной шубе именно в тот момент, когда он укладывает сюрпризы под дерево. Кто-то скажет, что всей этой сказке достаточно ночь простоять да день продержаться. Но как славно потом целую неделю хвастать новыми приобретениями перед подругами, рассказывать, как давно ждал именно эту вещь, и вот она – вдруг материализовалась под елкой!