Как превратить народ в кляксу

Как превратить народ в кляксу
Фрагмент картины В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

Веселая компания в составе литератора Д. Быкова (иноагент), журналиста М. Зыгаря (иноагент), актрисы Ч. Хаматовой и стихотворца А. Орлова, более известного как Орлуша, представила мультфильм о русском полководце Суворове.

Замах на будущее

Александр Васильевич показан не великим, христолюбивым и непобедимым, а жестоким подавителем внутренней и международной вольности, колониальным псом и вместе с тем существом ничтожно-смешным – данную сторону раскрывают сатирические вирши.

Создатели объявили, что фильм про Суворова – лишь начало сериала для детей о знаковых личностях российской истории. На подходе – мультики про Кутузова и Жукова. Первый, надо полагать, предстанет не победителем Бонапартия, а лукавым царедворцем, трусом; второй, видимо, будет поедать своих солдат живьем…

На первый взгляд здесь нет ничего противоречащего установившемуся порядку вещей – следовало бы удивляться, если б такая компания изобразила Суворова великим полководцем и человеком, каким он и был.

Однако мультфильм вызвал активное обсуждение, в котором участвовали вполне серьезные ученые и публицисты. Взволновала не столько степень мерзости, сколько выбор темы и пропагандистский замах. Казалось бы, самое время доступно рассказать российским детишкам о «зверствах русских на оккупированных территориях Украины» и о том, как «весь мир презирает РФ», а они взялись за исторических персон, давно живших… Почему?

Как сказал историк Андрей Перла, у мультфильма есть одно реальное достоинство – он плохо сделан и не соберет большой аудитории. Но лиха беда начало – качество можно нарастить, вплоть до диснеевского, и западные профессионалы (при поддержке бывших наших) вполне могут за эту тему ухватиться, поскольку она важна не менее чем поставки оружия.

Единство всякой страны держится не только на общих границах и законах, но и на преобладающе едином понимании ключевых образов, событий и фигур национальной истории – особенно вдохновляющих фигур. Радикальная перелицовка героев в злодеев, святых – в ублюдков, побед – в позорища – это уже основательное разрушение, по сравнению с которым экзерсисы на злобу дня не более чем мелкая, беспокоящая стрельба. После таких разрушений восстанавливать бытийный ландшафт приходится десятилетиями – да и то при условии, что найдутся в достаточном количестве те, кто под этими бомбежками уцелел и сохранил силы для такой работы.

Монополия Покровского

Революции начинаются со сноса смыслов, а не памятников – памятники только следствие. В ХХ веке Россия пережила два таких сноса, причем после обоих наступал период традиционалистской «контрреволюции», возвращения к норме национального существования – правда, второе восстановление в прошлое столетие не уместилось, перешло в нынешнее. Точнее, хочется верить, что действительно перешло…

В 1920 году увидела свет книга Михаила Покровского «Русская история в самом сжатом очерке», ставшая на 12 лет единственным учебником отечественной истории, который переиздавали почти ежегодно огромными тиражами.

Книга получила восторженный отзыв Ленина – собственно, он и сделал ее учебником, – потому что была действительно «самым сжатым очерком», а не академическим «кирпичом», к тому же написанным языком, доступным рабочему и крестьянину. А самое главное – очерк идеально укладывался в ленинское понимание истории, в которой нет национальностей и вер, а есть экономика, классы и их борьба. Покровскому принадлежит также известное изречение «История – это политика, обращенная в прошлое» (видимо, отсюда и репутация России как «страны с непредсказуемым прошлым»), в соответствии с которым весь тысячелетний период уходил в смысловой провал, а нечто осмысленное начиналось лишь с появлением первых вольнодумцев и бомбистов. При таком подходе в истории «до нас» не могло быть никаких героев, ни, тем более, святых.

Их и вправду не было.

К примеру, «в лице Минина и Пожарского одержали победу помещичье землевладение и торговый капитал», а оба Лжедмитрия были ближе к демократии, чем к эксплуататорам; вхождение Украины и Грузии есть «абсолютное зло», ибо классовый гнет утяжелился национальным, а русские изначально народ-угнетатель (на чем жестко настаивал сам Ильич), Александр Невский ничего особенного не сделал…».

Однако в самом начале 30-х начинается историографическая контрреволюция под предводительством Сталина. Поначалу давят на видных «покровцев» в искусстве. Интересно (т. е. весьма знакомо) звучит личный выговор, который вождь народов сделал Демьяну Бедному, стихотворно осмыслявшему феномен появления первой страны трудового народа в духе «краткого очерка»: «Вместо того чтобы осмыслить этот величайший в истории революции процесс… стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что нынешняя Россия представляет сплошную «Перерву», что «лень» и стремление «сидеть на печке» является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит, и – русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата».

В мае 1934 года Совнарком и ЦК ВКП(б) принимают постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР», которое разносит монопольную концепцию Покровского и с которого, по сути, начинается возвращение русской истории, ее героев и подвижников, в систему образования. Начинается работа над серией новых учебников. Это же возвращение произойдет и в культуре. Достаточно напомнить, что именно в довоенные годы будет создан большой цикл историко-биографических фильмов «Александр Невский», «Минин и Пожарский», «Петр Первый», «Суворов», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Иван Грозный»… Многие из этих имен Сталин произнесет, обращаясь к народу в начале войны.

Контрреволюция

Зачем это понадобилось вождю, который сам марксист с большой биографией? Вождь был по натуре своей более укорененным в жизнь, он понимал простую и очень важную вещь, ту, что не знали ленинские гвардейцы: народ, презирающий собственное прошлое, подобен кляксе, случайной и бесформенной. Страна идет вперед, ей предстоят суровые испытания, стране нужны герои, масса героев, – а они не берутся из исторического помойного ведра…

Следующее превращение в «кляксу» началось в 90-х годах. Сам процесс напоминал ленинско-покровскую методику, но на более изощренном уровне и с вполне конкретной целью – внушить народу отвращение к своей истории, особенно к ее советскому периоду и особенно к «усатому контрреволюционеру». Процесс шел под знаком переосмысления. Упомянутых вначале персонажей можно причислять как к его двигателям, так и к жертвам – ведь бывает, что изнасилование заканчивается свадьбой. Хотя последнее нас не должно волновать: надо просто понимать, что они делают сейчас, бить их по рукам и всерьез взяться за собственную контрреволюцию.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности