Пригород столицы большого сильного региона априори не может быть слабым. В Емельяновском районе, к примеру, уже есть все – сильные аграрии, промышленность, международный аэропорт и громадные площади земли. Участки тут дорогие, и о них мечтает почти каждый красноярец, что является предпосылкой для бурного развития малоэтажного строительства. Вопрос лишь в том, использует ли территория все это на полную мощность. Рабочая поездка исполняющего обязанности главы региона Виктора Толоконского показала: район еще не исчерпал свои возможности, резервы есть даже там, где их, казалось, быть уже не может.
«Заложники» СНиПов
Первая остановка в новом детском саду в деревне Дрокино, что в десяти километрах от Красноярска. Такой садик не в каждом районе краевого центра найдешь. Новостройка на уровне: пищеблок, как в шикарном ресторане, просторные комнаты для групп, оборудование и мебель, все с иголочки. 45 детей, а именно столько должен вмещать в себя сад, будут чувствовать себя здесь настоящими королями.
Но ведь один только садик проблему с очередями в районе не решит, а чтобы построить второй такой же, нужны время и деньги. После короткой губернаторской инспекции выяснилось, что этот же сад без каких-то кардинальных переделок и модернизаций способен вместить чуть ли не в два раза больше воспитанников. Будут и из Емельяново ребят возить. При этом вместимость«сама собою» увеличилась безо всякого ущерба для самих детей. Оказалось, что простая перестановка мебели и небольшое отступление от принятых норм может уменьшить очередь в садики примерно на 15 ребятишек.
Еще на пороге Толоконский «научил» главу района Эдуарда Рейнгардта, как быстрее и без бюрократии решить детский вопрос. Речь шла о том, когда садику официально дадут добро надзорные органы. Рейнгардт начал было ссылаться на регламенты, сроки исполнения, и тут же был остановлен: «Вы же глава, сами прекрасно понимаете, где можно ускорить. Отдайте распоряжение».
Окончательно вопрос об увеличении вместимости был решен в кабинете главы дошкольного учреждения. Большие площади детсада местные чиновники попытались объяснить уже не СНиПами, а необходимостью проводить конференции.
Какие конференции? Тут ведь реально можно еще детей разместить, – удивился и.о. губернатора.
Чиновникам ничего не оставалось, как взять под козырек и согласиться использовать площади по их прямому назначению.
Замкнутый круг
Емельяновский ипподром – настоящее чудо. Со старым красноярским его не сравнить. Новенький круг, конюшни, статуи лошадей на парадном въезде… Для емельяновских властей это прекрасная площадка для проведения не только конных соревнований, но и всевозможных народных гуляний, дней урожая и прочего. В такие дни здесь собирается до 12 тысяч человек.
Бизнес хоть и частный, но социально ответственный. Тут не только чемпионов и рекордсменов-рысаков выращивают, но и проводят занятия по иппотерапии для больных детей. Да и любой здоровый может просто прокатиться на лошади.
Но хотелось бы, как всегда, лучше. Тут предприниматели признались, что продают по десять-пятнадцать лошадей в год, да и то недорого. 100 тысяч рублей – уже большая удача, хотя торгуют-то вроде штучным качественным товаром. Для хорошего рысака на рынке и миллион рублей не предел.
Чтобы продавать больше лошадей, коневоды попросили «расширить календарь соревнований». Это поможет выйти из замкнутого круга – о производителях узнает больше народу, покупать будут активнее и больше.
Дело, конечно, выгодное, с одной стороны, но для бюджета любое массовое мероприятие – это траты. Толоконский предложил пойти другим путем – зарабатывать самостоятельно на скачках, на тотализаторе, тем более соответствующая лицензия у бизнесменов есть. Глядишь, так и выйдут из «замкнутого» круга.
Закон – это люди
Следующая остановка – чистое поле. Здесь разместился «город-мечта» для почти тысячи многодетных семей. Более 300 гектаров, уже разбитых на участки. И все для многодетных. Вот только пока здесь нет ни одного дома. Собственно, здесь вообще ничего нет. Лишь отсыпана дорога.
На специальной презентации-плане для высокого гостя расписано, что где планируется разместить. Садики, сквер, дома, магазин… Еще нужна подстанция. Она строится, стоит 380 миллионов рублей. Обеспечит электроэнергией не только этот поселок, но и создаст запас для других объектов. Обещают сдать к концу года. Только правилен ли такой подход?
Ведь подстанцию можно было бы построить и поменьше – чтобы хватило только на поселок. Вышло бы дешевле и быстрее. Правильно ли за счет многодетных решать другие проблемы района?
Толоконский считает, что неправильно. Землю здесь, конечно, берут, но никто пока не строится. Нет ни воды, ни электричества, и непонятно, когда ситуация изменится.На бумаге-то все гладко, но как будет на практике?
Мне нужен реальный план, где по шагам расписано, как будет решена проблема с водой, светом, инфраструктурой. Деньги найдем. Это нетрудная задача. Вы только дайте четкий план. И приступайте. Люди в чистое поле не придут. Формально исполнять закон о поддержке не нужно. Закон – это когда люди уже заселились, когда дети по земле бегают.
Нужно упорядочить процесс продажи, получения земли, должна быть создана единая градострительная концепция. Очевидно, что все получившие землю не начнут строиться в одночасье. Это нормально. Не у каждого есть на это средства, но условия должны быть созданы. И даже если многодетная семья захочет продать участок – не беда. Ни в коем случае не должно быть никакого давления. Продажа – это тоже вид поддержки, – заявил Виктор Толоконский.
До 5 августа емельяновским чиновникам совместно с краевыми министерствами предстоит разработать детальный проект обеспечения поселка, в котором будет проживать более тысячи многодетных семей, необходимой инженерной инфраструктурой.
Хотя в начале разговора они называли якобы реальные сроки – год и даже больше. Но, как выяснилось, некоторые вопросы этим летом так и не решили.
Если емельяновцам все же удастся четко реализовать проект, его можно принять за стандарт и применять в других территориях. Впрочем, проблема не только в стандартах и сроках.
Многодетные родители рассказали, что похожие городки есть и в других регионах, но в Красноярском крае есть все предпосылки переплюнуть «конкурентов». У нас в достатке лес, из которого можно строить, земля… Есть все, но ничего не строится. Мешают препоны в законодательстве. Непросто, оказывается, получить пиломатериалы. Не могут стороны договориться с деревообработчиками на поставку леса. Надо человеку, допустим, полсотни кубов бруса на дом, а как его добыть?
Один из участников разговора предложил свой вариант решения задачи: выдать сертификат деревообработчику, например, на 200 кубов. 100 он отдает, как и полагается, многодетной семье, половину забирает себе. Все остаются в выигрыше – семья получает дом, государство решает социальную задачу, а бизнес зарабатывает.
На вопрос чиновников, как договариваться, Толоконский даже согласился отправить их в те регионы, где этот механизм работает. Как оказалось, прыгать выше собственной головы не так уж и сложно. Было бы желание, ну или, по крайней мере,четкое руководство к действию.