Как работает старейшая фабрика новогодних игрушек в Красноярске

Рассказываем о фабрике, где все держится на ручном труде

Как работает старейшая фабрика новогодних игрушек в Красноярске Рассказываем о фабрике, где все держится на ручном труде
Фото: Руслан Рыбаков

На красноярской фабрике игрушек с 1929 года ежедневно кипит творческий процесс. Сначала это была маленькая артель из семи человек, через 13 лет она переросла в цех по выпуску детских игрушек, а в 1959 году  стала фабрикой, тогда и открылся единственный в СССР цех стеклянной ёлочной игрушки.

До сих пор мастера работают на фабрике круглый год, словно сказочные герои, которые помогают Дедушке Морозу готовить подарки. Для красноярцев эти помощники делают не только традиционные новогодние шары, но и фигурки с ежегодным символом праздника.

Журналистам gnkk.ru на красноярской «Бирюсинке» рассказали о том, какие этапы проходит ёлочная игрушка перед тем, как найдет свое новогоднее дерево.

Фото: Руслан Рыбаков

С чего все начинается

Все изделия на фабрике выдуваются стеклодувами вручную, каждый является профессионалом в изготовлении определенного ёлочного украшения, например, сосульки, колокольчика или верхушки для ёлки. Все эти элементы являются игрушками свободной выдувки, то есть изготавливаются без специальной формы.

При выдувании игрушек мастерицы пользуются керосиновыми горелками, где температура пламени составляет 900 градусов, — отметила начальник коммерческого отдела фабрики «Бирюсинка» Елена Красногорова.

Фото: Руслан Рыбаков

Раньше в стеклодувном цехе ежедневно в три смены работали 90 стеклодувов, а сейчас там сидят несколько мастериц, некоторые рабочие места закрыты досками.

Фото: Руслан Рыбаков

Блеск металла

После выдувания некоторые игрушки попадают в цех металлизации, где на них наносят слой алюминия с помощью вакуумной установки.

За смену через меня проходит около 1000—1100 формовых игрушек, а шаров — около 700 штук , — поделилась работница цеха металлизации Тамара.

Фото: Руслан Рыбаков

На съемных кассетах фиксируются ёлочные игрушки, а на каждый виток вольфрамовой проволоки надевается обезжиренная алюминиевая пластина. Изделия загружают в камеру, откачивают из нее воздух и на пружинки начинают подавать ток высокого напряжения. При температуре 1600—1800 градусов алюминий становится жидким и оседает на изделиях. Весь процесс длится полтора часа, а сама металлизация — около восьми секунд.

Фото: Руслан Рыбаков

После шары отправляют на покраску, где мастер может использовать одну из двух техник: окунание или распыление. Тут же с помощью трафарета наносятся контуры будущего рисунка.

Фото: Руслан Рыбаков

Ручной труд = уникальное изделие

Дальше игрушки попадают в руки к мастерицам, которые наносят основной рисунок, практически у каждой из них есть художественное образование. Изделий в единственном экземпляре на фабрике нет, но каждая игрушка уникальна и не похожа на другие, так как всё это ручная работа.

Фото: Руслан Рыбаков

Дороже всего стоят шары, расписанные масляными красками, а также с детализированным рисунком и контуром. Из формовых игрушек самой сложной в росписи является Емеля со щукой.

Фото: Руслан Рыбаков

Мастерицы расписывают шары, используя три материала: акрил, масло и французские краски. В общем, на фабрике чаще всего используют немецкие и польские лаки, колпачки из Китая, а также кисточки и присыпки из России.

Сейчас мы работаем на немецкой смоле, раньше пробовали несколько видов китайских смол. Но каждый раз при смене смолы должен меняться и температурный режим в камере. Мы ставили китайскую смолу с тем же техническим паспортом, а она горит, — рассказала Елена Красногорова.

Фото: Руслан Рыбаков

Мастерицы часто придумывают новые дизайны для ёлочных украшений. Для того, чтобы их утвердить, макеты отправляют в художественный совет при краевой администрации, где эксперты определяют, подходит ли дизайн под определение «изделие народного художественного промысла». Утвержденные макеты отправляют в министерство промышленности и торговли в Москву, где также решают, какое изделие подойдет под это определение.

«Бирюсинка» выпускает изделия народно-художественного промысла, — добавила Елена Красногорова.

Тут отметим, что не так часто можно сейчас встретить предприятия, которые занимаются изделиями народно-художественного промысла. А зря, ведь такие предприятия освобождены от налогообложения НДС.

Фото: Руслан Рыбаков

После разрисовки игрушки нужно упаковать. За смену специалист упаковочного цеха может разложить по коробочкам около 800 украшений: каждому нужно обрезать усики, надеть колпачок, приклеить штрих код, упаковать и отправить на склад.

Фото: Руслан Рыбаков

Такие точно не разобьются

Отметим, что на фабрике также производят игрушки из ПВХ. Сначала пластизоль заливают в металлические формы, которые также изготавливают на фабрике, и загружают в ротационную установку, где температура может доходить до 160—180 градусов.

Фото: Руслан Рыбаков

Во время работы аппарат вращается, и при воздействии центробежной силы пластизоль припекается к форме. После запекания изделия загружают в камеру охлаждения, откуда оператор достает их и извлекает из формы. На весь процесс уходит около семи-восьми минут. Обрезав подтеки, фигурки отправляют на окраску.

Игрушки из ПВХ сейчас не так востребованы, потому что родители стали чаще покупать детям развивающие игрушки, — отметила Елена Красногорова.

Фото: Руслан Рыбаков

А тут шарфы завязывают

Также на фабрике шьют мягкие игрушки. В закройном цехе мастера разрабатывают модели и оптимизируют их, чтобы во время шитья было меньше отходов.

Фото: Руслан Рыбаков

Сначала на специальных столах в 16—32 слоя раскатываются рулоны ткани, на них накладываются и обмеловываются лекала, а потом детали разрезаются на специальных станках. Далее в швейном цехе все заготовки сшиваются, затем изделие отправляют в цех набивки.

Фото: Руслан Рыбаков

На участке оформления мастера дорабатывают игрушки: приклеивают глаза и бороды, завязывают шарфы.

Фото: Руслан Рыбаков

Человек-оркестр

Красноярская фабрика — единственное предприятие за Уралом по изготовлению стеклянной елочной игрушки ручной работы, поэтому в каждом цехе хватает мастериц, которые выдувают сосульки и красят новогодние шары. Чаще всего на фабрике можно встретить взрослых работников, молодежь чаще всего приходит в цех росписи игрушек. Но Елена Красногорова утверждает, что некоторые работники на пенсии, но до сих пор приходят на фабрику.

У нас есть работница планового отдела, которая пришла к нам на фабрику в 18 лет и ушла в 64 года, это ее единственная запись в трудовой книжке. Она до сих пор приходит и помогает, особенно в сезон экскурсий.

Еще одна такая работница есть в отделе металлизации — Раиса Андреевна. Она отработала на фабрике 53 года, когда она приходит в гости, то может сделать все: провести экскурсию, собрать коробку, помыть полы, обрезать игрушки и приклеить бороды.

Фото: Руслан Рыбаков

На сегодняшний момент на красноярской фабрике ёлочных игрушек работают 80 человек, а раньше только в одном цехе стеклодувов было 90 мастеров. Для того, чтобы подарить праздник на один вечер не только жителям Красноярского края, но и других уголков страны, мастерам приходится работать каждый день и даже летом создавать для нас зимнюю сказку.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного