В этом году на ремонт дорог в Красноярском крае выделено вдвое больше средств, чем в 2019-м. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» объем финансирования составлял 1,2 млрд рублей, плюс к этому из федерального бюджета выделены дополнительные средства – 950 млн рублей. Это позволит краю отремонтировать 79 объектов общей протяженностью 270 км.
Объектов стало больше
Дополнительные поступления из федерального бюджета изменили карту ремонтов дорожной сети края. Так, благодаря вливаниям удастся уже в этом году ввести в эксплуатацию обход Красноярска, где ремонт планировалось завершить в 2021-м. В Красноярске дополнительно заасфальтируют 26 км улиц (ранее планировалось 6 км), построят надземный пешеходный переход на улице Волочаевской и начнут строительство автодороги в микрорайоне Солнечный.
– Также в этом году мы планируем завершить серьезный объект – устройство освещения в Лесосибирске, – говорит заместитель министра транспорта Красноярского края Юрий Васильев. – Там была большая аварийность, выход пешеходов на проезжую часть.
Как сообщают в Красноярском региональном управлении дорог, на сегодняшний момент уже завершились работы на 30 объектах из 79. Так, отремонтирован шестикилометровый участок на трассе Байкал – Авда в Уярском районе, первые 6 км автодороги Раздольный – Луговской в Большемуртинском районе, 7 км автодороги Ачинск – Ужур – Троицкое в Ужурском районе, 2 км покрытия трассы Тюльково – Якушево в Балахтинском районе (еще 4 км сделают в следующем году), 1,5 км автодороги Мотыгино – Широкий Лог в Мотыгинском районе, 1 км дороги Пировское – Комаровка в Пировском районе (около 4 км заасфальтируют в 2021 году). Также подготовлены для ремонта (пройдет в 2021 году) два участка на трассе Епишино – Северо-Енисейский в Северо-Енисейском районе.
На остальных объектах ремонт продолжается.
Сначала замешиваем руками
Как говорят специалисты, мало отремонтировать дорогу, необходимо сделать это так, чтобы она прослужила как можно дольше. Например, обход Красноярска, который сейчас активно реконструируется, должен прослужить как минимум 12 лет. Таков здесь межремонтный период. Потому качество и асфальтобетонной смеси, и производства работ должно быть соответствующего уровня.
В Красноярском крае работает сертифицированная лаборатория, которая проверяет состав используемой дорожниками асфальтобетонной смеси, а в сезон выезжает на место ремонта и проверяет качество выполненных работ. За каждым объектом закреплен свой куратор, который видит весь процесс – от укладки основания до нанесения поверхностного слоя.
– Ремонт дороги начинается на стадии рецепта асфальтобетонной и песчано-гравийной смеси. Подрядчик согласует его с нами, – рассказывает начальник отдела испытания дорожно-строительных материалов КрУДор Иван Просекин. – Но прежде чем асфальтобетонный завод изготовит смесь, лаборанты замешивают ее руками – в установке или смесителе. Проверят, насколько асфальт будет прочен – не развалится ли при изменении погоды или большой нагрузке. Мы в лаборатории имитируем различные погодные условия.
Иван Просекин и сам выезжает в районы края на проверки качества ремонта дорог. Лето – пора горячая и для дорожников, и для сотрудников лаборатории: одни ремонтируют, другие контролируют качество.
На очередную инспекцию мы отправились вместе с сотрудниками лаборатории. На обходе Железногорска как раз завершались работы на участке в четыре километра (еще столько же Березовскому отделению КрайДЭО предстоит сделать в следующем году).
Кубик на пробу
От железногорской трассы дорога уходит вправо и поворачивает к поселку Новый Путь. Дорога, которую в этом году отремонтировали, проходит мимо частных домов и дачных поселков. Движение автомобилей здесь не такое интенсивное, как по основной магистрали. И все же автомобилисты хотят, чтобы и эта дорога была ровной и без выбоин.
Свежий асфальтобетон уложен совсем недавно. По технологии, контроль необходимо производить на двухсуточном покрытии – оно уже застыло, слои сцепились между собой.
Передвижная лаборатория оснащена бензопилой для распилки асфальтобетона. Это главный инструмент контролера. Ею он нарезает ровные прямоугольники асфальта и складывает в специальные емкости. Эти вырезки лаборантам предстоит отмыть, высушить и досконально изучить.
На обходе Железногорска рабочие Березовского филиала КрайДЭО доделывают вдоль дороги небольшие карманы для автомобилей и автобусов (по просьбе местных жителей). А контролеры начинают брать пробы.
Лаборатория проезжает по всей сделанной трассе и оставляет за собой ровно выпиленные ямки. После отъезда экспертов подрядчик должен их заделать. Иначе при сдаче объекта лишится части средств за выполненную работу.
– Нам часто говорят: делаете дырки, только дорогу портите, – поясняет Иван Просекин. – Существуют зарубежные технологии проверки качества асфальтобетонного покрытия ультразвуком. И у нас есть такой прибор. Но для нашего региона не подходит – дает неточный результат. У нас много дождей идет, а сырость способствует отклонению показателей. Старый способ хоть и затратен по времени, но более точен в определении плотности уложенного покрытия. А это важно. Ведь из-за недоуплотнения асфальта появляются трещины.
Изъятые кубики показали: толщина покрытия на обходе Железногорска соответствует указанному в проекте. А вот насколько качественная смесь использовалась, через пару дней скажет лаборатория. Пробу исследуют и подвергнут различным нагрузкам – будут раскалывать и давить прессом.
Как отмечают в КрУДор, обычно качество покрытия на должном уровне. Подрядчику просто невыгодно работать плохо. Ведь при приемке отремонтированного участка трассы комиссия увидит все недостатки и заставит организацию переделывать испорченную дорогу (а иначе денег не заплатят). И дорожникам придется сдирать некачественное покрытие и укладывать новое. В этом сезоне уже был такой случай: контролеры забраковали 250 метров покрытия на Енисейской трассе. Подрядчик недостатки исправил и сообщил в лабораторию: готов вновь встречать проверяющих.