Как синтезировать нанозолото, если тебе 14 лет?

Как синтезировать нанозолото, если тебе 14 лет?

Наноматериалы – передовой край науки. Даже не будущее, а самое что ни на есть настоящее. И те регионы, которые научатся с ними работать раньше других, обеспечат себе достойное место на экономической карте России. В Красноярском крае создавать нанозолото, наносеребро и другие «нано» учат уже восьмиклассников.

 

ЦИТАТА

– На ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель нового уровня – сделать российскую школу одной из лучших в мире. Конечно же, мы должны учитывать тенденции глобального развития, а это практически взрывное развитие технологий, переход к новому технологическому укладу. И школа тоже должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить.

В. В. Путин

В «Кванториуме» всегда многолюдно: школьники переходят из аудитории в аудиторию, из «квантума» в «квантум». В «Наноквантуме» пока тихо: в лаборатории ряды пробирок и колб, множество приборов.

– А вон там, обратите внимание: черная камера, похожая на кофеварку, – показывает рукой Татьяна Трофимова, преподаватель «Наноквантума». – В ней можно синтезировать углеродные нанотрубки.

Их давно синтезируют в Новосибирске и только-только начали у нас в «Кванториуме». Все будущее материаловедения сейчас заключается в этом небольшом черном аппарате.

Лучше, чем в вузе

Татьяна – аспирант СФУ, ее диссертация посвящена нанотехнологиям, так что здесь она – как рыба в воде. Кроме любви к детям и преподаванию, ее сюда привела очень простая причина: лаборатория прекрасно оборудована.

– Пожалуй, даже лучше, чем в университете, – делится она. На оборудование «Наноквантума» потратили более 13 миллионов рублей.

– Спектрофотометр, микроскопы, набор реактивов, весы – аналитические, технические, сушильные шкафы, возможность измерять магнитные свойства, – методично перечисляет Татьяна. – Мешалки, посуда всевозможная – пипетки, пробирки, причем в достаточном количестве, ведь дети могут их разбить.

Дети – это ученики 8–9-х классов, которых сюда привело увлечение химией. На этом занятии их трое, обычно ходит чуть больше: любить химию – тяжелый труд. Ребята занимаются с сентября, но к созданию наноматериалов приступили только сейчас, первые полгода ушли на общий практический курс по работе с оборудованием. Ребята не знали, с какой стороны подойти к пробиркам, какие брать пипетки. В школе, даже самой хорошей, практики очень мало.

– Сегодня мы будем синтезировать нанозолото, – начинает занятие Татьяна. – Кто мне скажет, где оно может использоваться?

Ребята утыкают нос в тетради – наносеребро они синтезировали в прошлый раз, про золото пока только разговаривали.

– В медицине, – начинает Полина. Девятиклассница Полина любит химию с 8-го класса беззаветно – читает учебники вместо художественной литературы. По секрету сказала, что сейчас изучает пособие для первого курса химфака.

– Почему именно там?

Школьники уверенно рассказывают об инертности золота, и что именно поэтому наночастица с магнитным ядром и золотой оболочкой может накапливаться в пораженной зоне.

– А какие особые свойства у золота?

– Оптические, – отвечают юные химики после некоторой паузы.

– Правильно. И что это для нас означает?

Для медицины означает, что наночастицы будут поглощать излучение лазера, нагревать вокруг себя клетки, уничтожая их. Это важно в лечении рака.

Без математики никуда

Нанозолото может быть разной формы – сферической и анизотропной.

– Ну то есть похожие на стерженьки, – комментирует один из юных химиков.

Синтезируется нанозолото, на первый взгляд, просто: нужно взять золотохлороводородную кислоту и смешать с борогидридом натрия. В нужной пропорции, которую важно правильно рассчитать. Все три кванторианца на минуту затихают – считают.

– Химия без математики невозможна, – улыбается Татьяна.

Когда с расчетами покончено, ребята разбирают пробирки, пипетки, взвешивают кристаллы на весах, отмеряют воду, потом – затаив дыхание – пипеткой набирают «драгоценную» кислоту из медицинской склянки. Кислоты мало, как и золото, она желтая. Вообще такие реактивы в прямом значении на вес золота – мало того, что дорогие, так и купить их сложно.

У Кирилла и Насти раствор получается не сразу – приходится переделывать, а Полина уже готова смешать гидрид и кислоту на магнитной мешалке. По капле добавляет из пипетки кислоту – и внимательно следит за цветом. В этот момент лаборатория замирает: все следят за процессом. И вот раствор нужного цвета получен, но непонятно – получились ли частицы нужной формы? Для проверки нанозолото нужно поместить в спектрофотометр. Аппарат подключен к компьютеру, на экране появляется кривая, она медленно ползет, пик приходится совсем не на те показатели. Значит, придется синтезировать еще раз.

Пока химики снимают халаты и моют пробирки, в «Наноквантум» забегает школьница.

– Красную кровяную соль где можно купить? А в алюмокалиевые квасцы краситель же добавлять можно? Мне нужно вырастить красные кристаллы. Мне очень нужно!

Это тоже ученица «Наноквантума», вместе с квантумом «Промдизайн» они создают проект – шкатулку, которая должна быть украшена красными кристаллами, для чего и нужна красная кровяная соль.

– Только если маленькие кристаллы вырастишь, тогда можно квасцы подкрасить, – консультирует Татьяна. – А соль просто так не купишь.

Поблагодарив, юный химик убегает в другой квантум. Ребята из лаборатории уходят неохотно – видно, что им здесь интересно. Именно здесь химия становится тем, чем и должна быть: наукой, которая меняет нашу жизнь.

«Кванториум» – детский технопарк с программами дополнительного образования, которые можно разделить на три блока: исследования, моделирование и конструирование, работа с большими данными.

Направления обучения в красноярском «Кванториуме»

«Робоквантум» – создание роботов

«Аэроквантум» – разработка беспилотников

Промышленный дизайн

«Космоквантум» – разработка собственного космического аппарата

«Наноквантум» – новые материалы для промышленности

«Энерджиквантум» – альтернативные источники энергии

«VR/AR-квантум» – создание виртуальной/дополненной реальности

Как стать учеником?

Набор в красноярский детский технопарк «Кванториум» для учащихся первого и второго года обучения пройдет с 15 августа по 10 сентября 2018 года. В технопарке ждут детей в возрасте от 12 до 18 лет. Для поступления необходимо лишь написать заявление о приеме (если ребенок несовершеннолетний – заявление родителя) и подать список документов:

– копия свидетельства о рождении (паспорта);

– копия СНИЛС;

– копия паспорта родителя (законного представителя).

Обучение бесплатное, справки по тел. 257-37-97

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности