Бывает так, что два композитора на разных континентах почти одновременно пишут одну мелодию, ученые изобретают похожие колесо или велосипед. Однако маловероятно, чтобы сразу десять студентов придумали один и тот же текст диплома, а двадцать докторов наук – двадцать похожих диссертаций. А ведь так бывает. Официальной статистики о плагиате в вузах страны и края не существует, но о масштабах проблемы можно судить хотя бы по количеству предложений на рынке о написании научных работ на заказ.
Проблема есть, статистики нет
Как нам пояснили в нескольких крупных красноярских вузах, обозначить масштаб проблемы плагиата сложно. Общей базы нет, статистика не ведется, да и отчитываться учебные заведения ни перед кем не должны. С каждым студентом или кандидатом наук преподаватель работает отдельно, а в случае обнаружения некорректных заимствований не обязан никуда сообщать. К тому же плагиат не является ни административным, ни уголовным преступлением. Единственное, что можно с очень большой натяжкой «повесить» на бедного ученого, так это нарушение авторских прав.
Различные независимые опросы свидетельствуют – в плагиате в той или иной степени признаются до 50 % студентов. Реальное количество может быть еще больше. Каков этот процент среди докторов или кандидатов наук, предположить сложно, так как опросы не проводились. В то же время всплывающие иногда скандалы с чиновниками разных рангов, которые купили диплом или «написали» научную работу, свидетельствуют – проблема существует.
Подтверждает это тот факт, что в России создана и работает система «Антиплагиат» – интернет-сервис автоматической проверки текстов на наличие заимствований. Его создатели выявили интересную закономерность: больше всего идеи и тексты воруют в сферах медицины и гуманитарных наук. А вот среди физиков и математиков подобное почти не встречается.
Восток – дело тонкое
Если набрать слово «диплом» или «диссертация» в поисковике, появится много ссылок на конторы, которые предоставляют услуги по написанию текстов. Как нас заверили в нескольких таких заведениях, все работы будут оригинальными и никакой преподаватель не заподозрит, что текст не ваш.
Большую часть работы в таких компаниях выполняют сами же преподаватели, студенты-старшекурсники или выпускники вузов.
Юрист «Антикризисного центра» Дмитрий Провоторов говорит: все поставлено на поток и вызывает большие сомнения, чтобы у одного и того же исполнителя было несколько оригинальных точек зрения на одну и ту же научную проблему:
– В большинстве случаев, когда вам обещают оригинальный текст, это вранье. Судите сами, человеку заказали, к примеру, пять дипломов. Ну и что вы думаете, он будет вымучивать мысли? Правда в том, что заподозрить студента или кандидата сложно. Ведь и сам преподаватель не может держать в голове все научные работы. Когда вам говорят об оригинальности, переводите это так: «вы с большей степенью вероятности не попадетесь на плагиате».
Правоту этих слов подтверждает и один из внештатных сотрудников фирмы, предлагающей студентам работы, Тимофей Г.:
– Естественно, я не пишу оригинальные тексты, когда делаю курсовую, диплом. Это было бы слишком затратно в плане усилий, да и стоило бы дороже. Диссертация – сложнее, но и тут схема такая же. На конвейере не нужна оригинальность. Требуется лишь грамотная и достоверная ссылка, ну а там, где откровенное воровство чужих мыслей или выводов, можно вставить синонимы. Вот именно так примитивно можно обойти систему «Антиплагиат». Формально мой неоригинальный текст, написанный своими словами, плагиатом считаться уже не будет. Это проверенный факт.
Еще один проверенный и относительно простой для знающего человека способ – взять зарубежную работу на подобную тему и просто перевести. Подозрений – ноль, и система не выловит плагиат.
Действительно, электронные программы, которые действуют в России, можно с легкостью обойти. Даже имеющие гораздо больше опыта зарубежные коллеги признают – электронные базы данных работ не спасают от интеллектуального воровства. К примеру, зарубежный аналог российского «Антиплагиата» при всей своей функциональной мощи (гораздо большей, чем отечественная система) может допускать ошибки.
Кроме того, некоторые зарубежные студенты уже выиграли несколько судов против создателей системы – им не понравилось, что их принуждают свои оригинальные работы (то есть свою интеллектуальную собственность) размещать на сторонней базе данных, которая к тому же используется для коммерческих целей. По этой причине, кстати, в нескольких зарубежных вузах отказались от системы.
Можно ли в нашей стране остановить воровство интеллектуальной собственности?
Как считает Дмитрий Провоторов, в России добиться этого непросто:
– У нас вообще относятся к чужому слову, чужой мысли достаточно вольно. Это уж такая вот особенность. Замечено, что среди студентов на Востоке заимствований больше. Читал у некоторых исследователей, это все оттого, будто там не считается преступлением взять чужую мысль, что слово вообще не может быть чьей-то собственностью.
Сергей ШИЛОВ, проректор по развитию КГПУ им. В. П. Астафьева
Проблема заимствований в науке, да и в других видах деятельности, не нова. С появлением Интернета она, конечно, обострилась. Появился соблазн, казалось бы, безнаказанного заимствования чужих результатов. Но и форм контроля за такими «исследователями» становится больше. Возможность ознакомиться с опубликованными результатами исследования еще на стадии их представления к защите широкому кругу специалистов не только разных научных учреждений, но даже и разных государств, ставит определенные барьеры для не очень чистоплотных ученых.
А вообще залог объективной оценки результатов исследования и его авторства решается тогда, когда коллектив кафедры, факультета или лаборатории, где работает исполнитель, видит исследовательский процесс, иногда в нем соучаствует и обсуждает получаемые результаты.
Всегда возникает много сомнений в авторстве полученных результатов, когда потенциальный доктор наук, например, возглавляет кафедру или лабораторию у себя в университете, а диссертацию быстро «пишет» в другом вузе. Да еще если консультант работы «внешний» и защита проходит в другом городе, то выдать чужое за свое весьма возможно.
С целью борьбы с подготовкой таких диссертационных работ в последние годы ученые советы и Высшая аттестационная комиссия внедряют на этапе прохождения диссертационной работы через специализированные советы компьютерную экспертную систему «Антиплагиат». Система не без изъянов, но это лучше, чем ничего. Жаль, что на федеральном уровне нет последовательных решений в этом направлении: версий программы несколько, эффективность у них могла быть выше.
Не менее актуальная задача – приучить студентов вуза, будущих специалистов, к честной исследовательской работе. В нашем педагогическом университете утвержден регламент оценки экспертной системой всех выпускных квалификационных работ, сами работы становятся доступными в сети Интернет еще до их защиты. Первые результаты системной работы вуза в этом направлении показывают, что подавляющее большинство выпускников КГПУ на защиту представляют собственные исследования с высокой степенью научной и практической новизны.