Чтобы ответить на заданный в заголовке вопрос, нужно сразу сказать, что речь, собственно, пойдет не о музее – и в этом самая главная загвоздка.
Коллекция или хлам?
Коллекция артефактов, которая хранится в Большеулуйском молодежном центре, на сегодня не имеет официального статуса. Это и делает собрание уязвимым. Его можно спокойно разобщить, например, разделить между школами или другими учреждениями, где к месту будут старинные предметы.
Что-то может потеряться, что-то разбиться/сломаться, завалиться за стеллаж, оказаться выброшенным уборщицей, которая решит, что это ненужный хлам и пылесборник. Пририсовал же охранник в Ельцин-центре шедевру современного искусства, оцененному в 75 млн рублей, – картине ученицы Малевича глазки шариковой ручкой. Ущерб – 250 тыс. рублей.
Пока предмет коллекции не стал официально экспонатом, даже соответствующую оценку ему не факт, что дадут. Так что формально ущерб будет только моральным — до сердечного приступа расстроится собирательница старинных вещей Людмила Ускова.
Экспозиция в коробках
Людмила Викторовна – педагог дополнительного образования Большеулуйской средней школы, она собирает экспонаты для музея (а именно так, не заботясь о юридических тонкостях, называют коллекцию большинство жителей села) с 2005 года.
В то время она располагала двумя комнатами в Детском доме творчества. Узнав, что старые вещи, у кого-то бережно хранящиеся, а у кого-то и пылящиеся на чердаках, нужны для обучения детей, жители села понесли раритеты энтузиасту краеведения.
За 17 лет накопилось более 600 экспонатов. Многие лежат в коробках – некуда выставлять.
Жители села и сейчас приносят предметы утвари. Но куда? Места-то нет в музее лишнего… Принесли недавно мясорубку, немецкую, начала 20-го века!!! – восторженно делится Людмила Викторовна фактами пополнения экспозиции, но тут же грустнеет, повторяя, что нет возможности разместить коллекцию достойно.
Самые частые посетители ее комнаты — дети. Здесь проводятся уроки краеведения, экскурсии, классные часы, мастер-классы старинных ремесел – ткачества, прядения и т. п. С экспозициями Людмила Викторовна выступает в деревнях и селах района. Она подсчитала, что за 17 лет музейную комнату посетили более 9 тысяч человек.
Судья района меня поблагодарила за подготовку экспозиции к 100-летию Большеулуйского суда. Представляете, какие здесь экспонаты собраны?! Все судьи края восхищались и вместе с ними председатель краевого суда, — делится очередными благодарными отзывами хозяйка коллекции.
Проблема, характерная для многих
В 2018 году Детский дом творчества упразднили по формальным причинам, его преемником стал Молодежный центр. Одну из двух комнат музея отдали под библиотеку. Тоже очень нужное дело, но экспозицию, посвященную Великой Отечественной войне, пришлось сократить до уголка в единственном оставшемся помещении. Его оформили предметами быта начала 20-го века и назвали «комнатой сибиряка-большеулуйца».
По словам хранительницы, ценность собранного подтверждают и сотрудники музеев Ачинска, Балахты, Новобирилюсс.
Больше всего Людмилу Ускову беспокоит даже не отсутствие места. Волнует ее судьба коллекции. Людмила Викторовна – пенсионерка, работает на срочном договоре. Если его не продлят, считает она, собрание может быть утрачено:
Эта проблема характерна для многих сел края. Мне многие звонят, у них те же проблемы.
Существующее положение устраивает всех
Заместитель главы Большеулуйского района Алена Борисова заверила, что музейной комнате (так называют коллекцию в документах) ничего не угрожает. А сама Людмила Ускова будет работать педагогом допобразования в школе, пока не посчитает нужным уйти.
Закрывать музейную комнату и увольнять Людмилу Викторовну никто не собирается. Ни разговора, ни какого-либо нормативно-правового акта, ни даже информационного письма о закрытии комнаты администрацией Большеулуйского района не инициировалось. Мы все эти годы делали все возможное, чтобы поддержать эту комнату. И будем продолжать это делать. Сколько лет она существует, столько мы решаем ее судьбу, чтобы не потерять. У нас в районе в каждой школе есть подобные комнаты, правда, не с такими богатыми экспозициями, — поделилась Алена Борисова.
В разговоре она также отметила, что материалов действительно много, но они не описаны, как это требуется по музейным правилам, нет и документов, которые бы упорядочивали коллекцию:
При неоднократных, практически ежегодных рекомендациях привести в порядок имеющуюся документацию, а также принять участие в грантовых конкурсах, Людмила Викторовна предпочитает их игнорировать и продолжать идти по пути инициирования заявлений во все инстанции о том, что комнату собираются закрывать и расформировывать.
Кроме того, получение статуса музея потребует дополнительных средств на специальное оборудование помещений, на ту же пожарную сигнализацию и прохождение формальных процедур. При этом «предпосылок для создания музея нет», считает замглавы Большулуйского района. Она подчеркивает:
Сегодняшнее устройство работы музейной комнаты устраивает всех, кто имеет отношение к данному объекту и организации уроков краеведения для учащихся: и директора молодежного центра, и директора Большеулуйской СОШ, и отдел образования, и меня, в частности. Всех, кроме Людмилы Викторовны.
Возможно, формальных предпосылок, действительно, недостаточно, но если большеулуйцам нужен музей, их стоит найти.
А нужен ли музей?
В подобных ситуациях, как свидетельствует журналистский и жизненный опыт, главную роль играет энтузиаст: отходит от дела человек, и оно разваливается, как ни пытайся спасти. Именно поэтому так важен статус для предметов, которые собрала Людмила Ускова с помощью земляков.
В ближайшие дни судьбу коллекции должны рассмотреть депутаты Большеулуйского райсовета, говорит хранительница коллекции. Народным избранникам она предложила придать ей статус школьного музея. Либо превратить в музейную комнату при районном отделе культуры (или отделе образования) с перспективой перерастания в краеведческий музей. Возможно, депутаты предложат свой вариант. Главное – сохранить коллекцию для Большого Улуя.
В послании Президента России говорится о возрождении музеев в сельской местности и развитии патриотического воспитания. В Год культурного наследия народов России создание музея в селе Большой Улуй было бы знаменательно! – считает Людмила Ускова.
Фотографии предоставлены Людмилой Усковой