Заболевания щитовидной железы – одни из самых распространенных в России. Но знаем мы о них зачастую очень мало. А ведь именно от гормонов, которые вырабатывает крохотная – весом всего около 20 граммов – железа, очень сильно зависит наше здоровье.
Достаточно соли
Тироксин (Т4) и трийодтиронин (Т3) в том числе контролируют обмен веществ, влияют на работу пищеварительного тракта, репродуктивной системы. Гормоны Т3, Т4 в своей структуре содержат йод, а значит, их количество зависит от того, насколько организму хватает этого важного микроэлемента. И многие из болезней щитовидной железы связаны именно с его дефицитом.
Но если он столь важен, значит ли это, что мы все должны его принимать для профилактики? Тем более мы часто слышим, что Красноярский край – одна из территорий страны, где отмечается дефицит йода.
Есть три категории, которым в рамках профилактики необходим прием препаратов без исключения – это дети до 18 лет, беременные и кормящие женщины, – поясняет Екатерина Гаталюк, эндокринолог Красноярской краевой клинической больницы.
– Связано это с тем, что дефицит йода негативно сказывается на ребенке, что может привести к задержке умственного и моторного развития у детей. Всем остальным прежде нужно получить консультацию эндокринолога, пройти обследование, чтобы понять, как работает щитовидная железа, и решить вопрос о необходимости приема микроэлемента: есть ряд заболеваний и изменений щитовидной железы, при которых прием йода нецелесообразен или может принести вред. Для всех других оптимальным способом профилактики будет регулярный прием йодированной соли. Этого достаточно. Благодаря тому, что многие используют йодированную соль, в последнее время мы крайне редко наблюдаем запущенные случаи, когда на прием приходят люди с огромной щитовидной железой. Это либо пожилые, живущие в заброшенных поселках, и у них крайне скудный рацион, либо так называемые сыроеды, которые исключили многие продукты питания с содержанием йода, например, морскую рыбу.
Тактика изменилась
Но далеко не всегда дефицит йода – это наличие «зоба». Точно так же не всегда причиной диагноза становится именно недостаток этого микроэлемента – бывают аутоиммунные заболевания щитовидной железы.
Например, так может возникнуть гипотиреоз – состояние, когда гормонов вырабатывается недостаточно. Сложность в том, что заболевания щитовидки часто маскируются. Возникают симптомы, с которыми человек спешит к другим врачам. Если давление, слабость, одышка, брадикардия (замедленное сердцебиение) – идет к кардиологу. Если замедленное пищеварение – к гастроэнтерологу. Многие женщины спешат к трихологу, заметив усиленное выпадение волос.
Но многие врачи знают, что эти симптомы могут быть характерны для заболеваний щитовидной железы, и, к примеру, у кардиолога в клинических рекомендациях прописано, что лечение многих нарушений работы сердечно-сосудистой системы начинается с исследования ее функции, – добавляет Екатерина Гаталюк. – Вообще лучше не пропускать диспансеризацию, где терапевт обязательно обращает внимание на железу, пальпирует ее. При необходимости направляет на УЗИ, назначает анализы.
Нередко находками при ультразвуковом исследовании становятся различные «узлы» – образования, появившиеся вследствие усиленного деления клеток, которые могут быть как доброкачественными, так и злокачественными. Порой они настолько крупные, что происходит сдавливание соседних органов: пищевода, трахеи, сосудистых пучков. «Как комок в горле стоит», «на спину ложусь – давит еще больше» – жалуются пациенты.
Что делают в таких ситуациях?
Тактика лечения в последние годы изменилась, – говорит Екатерина Гаталюк.
– Еще в 90-х годах при наличии узлов мы частично или полностью вырезали железу. Сейчас назначаем тонкоигольную аспирационную биопсию по показаниям. Если узел по УЗИ настораживает и имеет характеристики злокачественного образования, пункция проводится при любом размере, если есть техническая возможность. Если узел по УЗИ не имеет признаков злокачественности, то пункция выполняется при размере узла более 2,5 см, если же менее – назначаем динамическое наблюдение. Показания для пункции всегда определяет врач-эндокринолог на основании клинической картины, истории болезни больного и результатов полученных исследований.
Если исследование показало наличие атипичных клеток, пациент получает направление к онкологу. Но такое бывает нечасто: к примеру, у кисты такая вероятность не более 5 %.
Рак щитовидной железы относится к тем, которые имеют хороший прогноз. Но после удаления железы пациент пожизненно принимает гормоны.
С радиологами эндокринологи сотрудничают и при лечении тиреотоксикоза – синдрома, при котором вырабатывается повышенное содержание гормонов, что вызывает интоксикацию тиреоидными гормонами и приводит к появлению эмоциональной лабильности (резких перепадов настроения), тремора, повышенной потливости, снижению веса, и у пациента есть показания для радикального лечения щитовидной железы.
– В таком случае рекомендуется операция, но это всегда высокие риски – даже ювелирная работа лучшего хирурга не гарантия того, что не будет операционных и послеоперационных рисков, к примеру, повреждения паращитовидной железы, а это грозит нарушением обмена кальция, которое сопровождается судорогами, слабостью, нарушением сердечного ритма, – отмечает Екатерина Гаталюк. – Поэтому мы, если нет противопоказаний, направляем в онкоцентр на радиойодотерапию, когда с помощью специально рассчитанной дозы радиоактивного йода подавляется функциональная активность избыточно работающих участков щитовидной железы.
Лечение по интернету
Когда речь идет уже о сложных случаях, пациенты получают направление в краевую клиническую больницу – их записывает либо терапевт, либо эндокринолог. В каких-то случаях может быть назначена онлайн-консультация, особенно это удобно для живущих в отдаленных территориях.
Но в последнее время появилась еще одна пугающая врачей тенденция, когда пациенты, особенно молодые, консультируются через интернет у различных «гуру» медицины – зачастую через аккаунты в запрещенной сети.
Последствия такого «лечения» бывают очень печальными.
Эндокринологам уже приходилось сталкиваться со случаями, когда для сохранения молодости, активности назначались гормональные препараты без наличия у пациентки патологии щитовидной железы, что приводило к серьезным проблемам со здоровьем.
– Это совершенно недопустимо, нельзя ничего принимать дополнительно, – предупреждает Екатерина Гаталюк. – Есть понятие о заместительной гормональной терапии. Когда, к примеру, удаляют щитовидную железу, которая эти гормоны вырабатывала, или развивается гипотиреоз, тогда мы назначаем гормональный препарат. А есть ситуации, когда пациентки находят аккаунт очень раскрученного доктора и без проверки у него диплома о медицинском образовании, лицензии на оказание медпомощи следуют его рекомендациям. Вы не знаете, кто в реальности дает такие рекомендации онлайн, есть ли у него вообще медицинское образование, поэтому ни в коем случае не надо им следовать.