Как угодить всем

Почему не будет написан единый учебник истории России

Как угодить всем Почему не будет написан единый учебник истории России
Фото: kosoh45.ucoz.ru

5–6 апреля в Москве пройдет третий Всероссийский съезд учителей истории и обществознания. Делегаты, которых ожидается более полутысячи, будут обсуждать самую болезненную тему своей профессии – единый учебник истории России.

Григоренко А Учебник, о необходимости которого так долго говорили высшие власти и, наконец, сам В. В. Путин, превращается, судя по дискуссиям последних лет, в нечто парадоксальное. С одной стороны, многие признают, что такая книга крайне необходима, дабы положить конец разброду и шатаниям, создать внятный исторический образ страны и воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма. С другой – те же многие уверяют, что дело это почти нереальное, поскольку исторических образов России полно, они разные, подчас несовместимые – в итоге, что ни напиши, все равно будут недовольные и не желающие признавать этот учебник единым. То есть возникает задача поистине титанического свойства – как всем угодить, если всем угодить невозможно.

В преддверии съезда «Огонек» публикует большое интервью с руководителем Института всеобщей истории РАН академиком Александром Чубарьяном, который сказал, что составлен список наиболее трудных тем отечественной истории, каковых набралось более 30. Первым по хронологии идет вопрос образования Древнерусского государства – здесь-то, казалось, какие могут быть проблемы?

«Я возглавляю несколько исторических комиссий с представителями разных стран, есть среди них и российско-украинская, которая сегодня де-факто не работает, но де-юре не отменена, – рассказывает академик. – В последний мой приезд в Киев пару месяцев назад ее сопредседатель и мой коллега – украинский историк – не захотел со мной встречаться, а ведь до недавнего времени нам удавалось находить компромисс. Сегодня это непросто. На Украине, например, бытует мнение, что Древнерусское государство – миф, а Киевская Русь – это Украина».

Оцениваем ситуацию: главный российский историк руководствуется не собственно темой Древней Руси, а поиском некоего компромисса с представителями державы, в которой историческая наука уже 20 с лишком лет как превратилась в Диснейленд, где можно развлекаться в свое удовольствие, правда, с единственным условием – не покидать территорию парка. По этой причине поиск компромисса затягивается до бесконечности, ведь, помимо «мифа» о Руси, есть еще и новый – про древних укров, породивших все народы на земле, выкопавших Черное море и насыпавших полуостров Крым (!).

Для чего ищется этот компромисс – пока вся отставленная компания, от летописцев до Соловьева и Ключевского, стоит в сторонке, – главный историк не поясняет. Наверное, потому, что следом придется пояснять – а для кого и вообще для чего пишется единый учебник? Для Украины – и чтобы ее не обидеть? (Акунин-Чхартишвили, новейший специалист в этом деле, тоже переживает по данному поводу, интересуется в соцсети – не унизит ли, если употребит в одном месте слово «Малороссия»?) И далее, если руководствоваться компромиссом, то весь проект уходит в дурную бесконечность, поскольку есть Польша и Прибалтика, Англия с Америкой и вообще куча всякого народа, переживающего, что Россия существовала и продолжает, зараза такая, существовать. Есть, наконец, доморощенная и довольно влиятельная публика, переживающая о том же, региональные националисты, самодеятельные творцы в духе Фоменко и Носовского, просто малограмотные, но активные…

В итоге единый учебник и вообще внятный исторический образ страны становится делом невыполнимым и непонятно зачем нужным.

Нелепость ситуации еще и в том, что власть заказывает учебник по сути той же публике, которая еще на заре постсоветских времен прокляла какое бы то ни было единомыслие в российской истории, поскольку существовало оно будто бы только за счет лжи и репрессивного аппарата. На самом деле образы России от Рюрика до 1917 года в исполнении дореволюционных и советских историков не были радикально непохожи, а даже наоборот, поскольку при всем многообразии подходов – монархического, демократического, марксистского – был неизменный стержень – абсолютная, непререкаемая, стоящая вне каких бы то ни было мнений ценность России и российской государственности. Для этого вовсе не требовалось все ставить с ног на голову, выставлять позорище подвигами и наоборот.

Нынешние метания объясняются лишь тем, что в головах интеллектуальной элиты такой ценности нет. Отечественная история ими рассматривается во «всемирном контексте», а контекст требует постоянных извинений за наше прошлое. «У нас 25 лет подряд в СМИ говорят одно: немецкие оккупанты в сущности не такие уж и плохие, а вот русские – кошмар и ужас. В чем тут вина России? В излишней мягкости. Вы чересчур много извинялись, и к этому привыкли». На самом деле эта «мягкость», о которой говорит Мачей Вишневский, редактор польского онлайн-журнала, будет потверже бетона – если уж главный историк переживает, что не может найти компромисса по Древней Руси с ополоумевшим соседом.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности