Меню Поиск
USD: 76.46 -0.61
EUR: 90.41-0.94
№ 94 / 684

Как управлять землей

Основная проблема – разрозненные полномочия


Совершенствование земельных отношений стало традиционным направлением работы краевых парламентариев. Этой проблеме уделяется постоянное внимание – вносятся корректировки в действующие законы, обсуждаются предложения представителей муниципалитетов. Депутаты убеждены, что земля – это основа экономики и благополучия людей. Именно с разумным использованием земельных ресурсов законодатели во многом связывают успешное воплощение в жизнь стратегии развития Красноярского края. Вот и на этой неделе народные избранники обсуждали наболевшие земельные вопросы.

В Законодательном собрании по инициативе комитета по природным ресурсам и экологии состоялось заседание за круглым столом по теме «Управление земельными ресурсами в Красноярском крае: вызовы, проблемы, перспективы».

– В свое время Законодательное собрание приняло единый закон о регулировании земельных отношений в крае, – напомнил председатель комитета Александр Симановский. – Мы считаем его земельным кодексом Красноярского края. В июне 2014 года Государственная дума внесла изменения в Земельный кодекс РФ. С 1 марта 2015 года мы фактически будем жить по-другому в сфере земельных отношений. Главная задача – привести краевое законодательство в соответствие с федеральным. В Красноярском крае должен быть единый орган, который будет заниматься земельными отношениями. В данный момент в правительстве края нет единой структуры, которая занималась бы земельными ресурсами.

Требования устойчивого развития

На федеральном уровне осознают важность цивилизованных земельных отношений для развития экономики страны. Не случайно составной частью государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» стала федеральная целевая программа «Развитие государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости» на 2014–2019 годы.

В ее рамках предусмотрены разноплановые мероприятия по совершенствованию учетно-регистрационных функций государства, в том числе финансирование работ на образование земельных участков, проведение кадастровых и землеустроительных работ в отношении границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов.

Но с учетом ограниченности средств федерального бюджета программой предусматривается проведение кадастровых работ на территории регионов, имеющих высокий налоговый и инвестиционный потенциал. А в их число Красноярский край, как оказалось, не входит.

На федеральном уровне также сделана попытка определить направления по дальнейшему развитию земельных отношений в стране. В 2012 году Правительством России утверждены основные задачи государственной политики по использованию земельного фонда РФ на период 2012–2020 годов. Цель – создание условий для организации рационального и эффективного использования земельных участков, включающих в себя учет общественных и отраслевых потребностей, требования устойчивого развития территорий, а также соблюдение гарантий прав участников земельных отношений.

Ручной режим

По мнению основного докладчика, заместителя председателя комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Андрея Колесникова, в крае пока не созданы условия для реализации государственной политики в области земельных отношений:

– Решение земельных вопросов часто происходит в ручном режиме, по никому не ведомым правилам, а зачастую и по коррупционной схеме. За время реформ была сломана четко выстроенная и грамотно работающая вертикаль управления земельными ресурсами. Земля была в одних руках – у государства. А сегодня кто из органов власти в крае причастен к решению земельных вопросов? Очень многие. А кто ответственен за управление земельным фондом края? Никто.

В той или иной мере в правительстве края земельные вопросы затрагиваются в министерстве сельского хозяйства, министерстве природных ресурсов, министерстве строительства и архитектуры, министерстве социальной политики, агентстве по управлению государственным имуществом и даже в министерстве здравоохранения. Помимо этого существуют и федеральные органы: управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии, управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, налоговая служба...

Налицо разрозненность полномочий по распоряжению землей, а соответственно, и функций. При этом законодательная ответственность за эффективность управления землей не предусмотрена, управление толком не осуществляется.

Объективная информация

Это порождает немало проблем. Ярким примером реального отсутствия гарантий прав собственности на землю в крае является ситуация, связанная с лишением права собственности на земельные участки в ряде садовых товариществ. Выяснилось, что дачные участки входят в состав лесного фонда. В результате более ста собственников по решениям судов лишились своего права на владение земельными участками. При этом объективной информацией о потенциальных масштабах наложения границ земельных участков не владеет ни один орган исполнительной власти.

Недовольны и жители края, имеющие право на бесплатное получение земельных участков. Так, многодетные семьи, которые уже получили участок, как правило, жалуются на его неудачное местоположение, отсутствие инфраструктуры, нередки случаи предоставления захламленных участков. Инвалиды, в соответствии с федеральным законодательством имеющие право первоочередного получения земельного участка, испытывают трудности с органами местной власти, которые не заинтересованы в формировании и предоставлении участков. Нередки случаи мошенничества при предоставлении земельных участков на льготных условиях.

Чтобы навести порядок, предлагается создать единый компетентный орган управления земельными ресурсами края – например, департамент земельных отношений в составе структуры правительства края, отвечающий за стратегию управления колоссальными земельными ресурсами.

В ходе обсуждения участники дискуссии поддержали проект рекомендаций органам власти. Правительству, в частности, предложено разработать и принять стратегию земельной политики Красноярского края; оказать методическую поддержку органам местного самоуправления по вопросам формирования земельных участков, распоряжения объектами недвижимости и их адресации, организации муниципального земельного контроля.

Кадастровая зависимость

Один из основных источников доходов

Депутаты рассмотрели и рекомендовали для принятия во втором чтении проект закона «О внесении изменений в Закон края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».

Предлагается наделить органы местного самоуправления полномочием по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки земель на территории муниципальных образований края с численностью населения более 500 тысяч человек. Кадастровая стоимость земельного участка служит базой для расчета суммы земельного налога, выкупной и арендной стоимости земельного участка, поэтому изменение ее размера оказывает непосредственное влияние на соответствующие поступления в местные бюджеты.

В соответствии с законодательством земельный налог зачисляется в бюджеты муниципальных образований по нормативу 100 %. Чем выше численность населения, тем больше число налогоплательщиков, уплачивающих земельный налог.

Этот вид налога является одним из основных источников доходов бюджета города Красноярска и составляет 10,3 % налоговых доходов. За 2013 год по земельному налогу в бюджет города поступило свыше 1 млрд рублей, за восемь месяцев 2014 года – 718,1 млн рублей. Ожидается, что в случае проведения кадастровой оценки дополнительные доходы бюджета города по земельному налогу составят около 83 млн рублей (с учетом расходов).

Таким образом, именно муниципалитеты имеют наибольшую заинтересованность в результатах государственной кадастровой оценки земель. И будет логично, если соответствующие работы будут проводиться на основании решения, принятого органами местного самоуправления.

№ 94 / 684

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео