Красноярский край – один из регионов-магнитов: ежедневно сюда приезжают граждане бывших союзных республик в поисках работы. Не все, к сожалению, делают это официально, чем прибавляют забот полиции. Раз в неделю, а в некоторых случаях и чаще, стражи порядка вынуждены ездить по стройкам, лесопилкам и теплицам, чтобы проверять документы.
«Пройдемте: проверка документов»
На стройке большого торгового центра кипит работа: идет монтаж огромной вывески, по территории бегают лохматые собаки. Мимо будки сторожа проезжает пазик с полицией. В одно мгновенье стражи порядка расходятся по строительной площадке.
– Пройдемте, пройдемте – вас проверят по базе, и если все в порядке, вернетесь к работе, – полицейский ведет очередного строителя к выходу. – Передайте своим, что бегать не надо. Все равно всех поймаем.
Паники и лишних движений нет – создается ощущение, что процедура привычна. Работяги покорно подтягиваются к автобусу, кто-то несет в руках инструмент, кто-то бросает его на рабочем месте: сказали ведь, что процедура короткая и скоро все вернутся. Выясняется: из 200 рабочих 32 человека – иностранцы, их и будут проверять.
Автобус постепенно заполняется людьми в рабочих робах, на ногах – сланцы, стоптанные ботинки. Многие из них прямо так и проедут в отделение. Все так же бегают собаки да проходят редкие работяги славянской наружности, но стройка парализована. В этот момент откуда-то полицейские приводят тех, кто все-таки решил поиграть с ними в прятки: друг за другом – руки одного на плечах другого. Этих ребят нашли в схронах – тщательно прятались, но шансов все равно не было.
– Раз, два… семь. Вот эти точно нелегалы, – испачканные в известке, одетые в растянутые свитера парни стоят – руки на бортах автобуса. Каждого из них снимут на видео – лицо должно остаться в оперативной хронике. То, что убегали и прятались, для полицейских верный знак: документов точно нет.
– А можно, я из бытовки паспорт возьму? – раздается робкое с задней площадки автобуса.
– Не можно – нужно! У кого еще документы есть – несите все.
Заявка на патент – еще не патент
Весь набор документов есть человек у девяти: после проверки их сразу отпускают, но не все уходят. Переминаются с ноги на ногу рядом с автобусом, спрашивают у своих – что еще принести.
– Ну работали же нормально – никому не мешали, вот что от нас надо… – слышится от «группы поддержки», которая греется недалеко на солнышке.
Никому не мешали – громко сказано. «Серые» работники не приносят дохода в местный бюджет – налоги-то они не платят. Официально их можно не трудоустраивать – зарплату выдавать, когда захочется: жаловаться-то при этом они никуда не пойдут. И юридическим лицам это настолько выгодно, что, несмотря на периодически повторяющиеся «маски-шоу», которые на сутки парализуют работу стройки, они продолжают привлекать к работе нелегалов.
– Отпустите его, он заявку на патент подал, – один из сочувствующих пытается прорваться к другу в автобус.
– Вот вы подали документы на паспорт гражданина РФ – вы сразу гражданин? – вопросы моментально пропадают, и работник отходит в сторонку.
У не имеющего проблем с законом иностранца на руках должны быть паспорт, вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта. А вот для того чтобы иметь право работать, нужно предъявить еще и разрешение на работу или тот самый патент (если человек прибыл в безвизовом порядке, например, из Узбекистана). Получивший вид на жительство обязан через год отчитаться об уплате налогов. Для проверки придется проехать в районное отделение по вопросам миграции – сейчас у полиции нет оборудования, чтобы оперативно посмотреть все онлайн. Поэтому кучку собранных паспортов аккуратно переписывают – составляют акт, потом иностранцев опросят.
– В автобусе – только на русском, слышите? – сотрудник начинает опрос. – Имя, фамилия. Номер телефона. Где живете?
И тут начинаются затруднения: иностранец пытается вспомнить, что именно написано у него в миграционной карте.
– Нет, вы не поняли: не где зарегистрированы, а где вы спите? Сегодня куда спать пойдете? – сотрудник внимательно слушает, какой адрес будет назван. – А дом какой? Сколько этажей? Квартиру не помните? А как от лестницы – направо или налево? Нет, вы ж мне неправильный адрес говорите. Давайте по-честному рассказывайте.
Спрашивают и о том, кто и где собирается с друзьями, – во время рейда проводятся и мероприятия по противодействию террористической деятельности. После этого иностранных работников увезут в отдел, где проверят по всем базам данных, включая уголовный розыск, сфотографируют, снимут отпечатки пальцев и отправят обратно – на стройку. Правда, далеко не всех.
Результаты рейда
Проверка проходила на стройплощадке в Октябрьском районе, из 32 иностранных граждан 23 нарушили миграционное законодательство. По итогам мероприятия составлено 23 протокола об административных правонарушениях, из них:
– нарушили правила пребывания четыре человека;
– уклонялись от выезда за пределы РФ по окончании срока пребывания шесть человек;
– осуществляли трудовую деятельность без разрешений на работу или патента – 13.
Всего за 2016 год подразделениями по вопросам миграции документировано 7 424 административных правонарушения в сфере миграции, совершенных иностранными гражданами. Из них 1 318 – за незаконное нахождение на территории Российской Федерации. Только за два месяца 2017-го составлено 915 административных протоколов. Чаще всего в 2016 году нарушителями являлись граждане республик Таджикистан (26,6 %), Узбекистан (18,5 %), КНР (16,6 %), Кыргызстан (12,2 %).
В отношении уклоняющихся от выезда и не имеющих документов для законного нахождения в РФ административное выдворение является основным наказанием.