Как в Средние века

Люди боятся остаться без почты

Как в Средние века Люди боятся остаться без почты

В труднодоступных поселениях края нередко «Почта России» – единственный представитель государства. Через нее идет связь с миром, переводятся пенсии и социальные пособия. Мы постоянно слышим, что национальный почтовый оператор совершенствуется: поговаривают даже о доставке корреспонденции дронами. Но это скорее история для крупных городов. Создается впечатление, что в небольших населенных пунктах данный представитель государства забыл, что на дворе XXI век.

И истопник тоже

В селе Бахта Туруханского района заведующая почтовым отделением Валентина Немчина приходит на работу на час раньше. Перед тем как открыть двери для клиентов, ей нужно протопить печь.
Бахта – то самое село, о котором когда-то сняли фильм «Счастливые люди». Это 1 400 км от краевого центра по Енисею. Население чуть больше 200 человек. В следующем году Бахта отметит 500-летие.
Три раза в неделю Валентина открывает вторую половину своего двухквартирного дома и затапливает печь – без нее работать невозможно – зимы здесь суровые, в конце ноября уже минус 30. Дрова для отделения, в котором Валентина работает на полставки, она купила еще весной на свои деньги.
– Но вы эту тему не поднимайте, не надо, мы так всегда делали, – рассказывает она (всегда – это последние 10 лет. – Авт.). – И нам уже возместили стоимость, только в этот раз почему-то очень поздно – осенью.
Дрова нужно купить именно весной, а не когда на это выделят финансирование. За лето их нужно просушить, иначе будут чадить и давать совсем мало тепла – толку от них не будет. За то, что заведующий отделением на полставки выполняет еще и функции истопника, Валентине не доплачивают. Не доплачивают и за уборку, но это ерунда, считает она: помыть полы да побелить-покрасить раз в год – в этом нет ничего сложного, а вот топить… Ситуацию усугубляет то, что ее семья многодетная, двое младших мальчишек приемные, и каждая копейка на счету. А на руки зав. отделением на полставки получает 13–14 тысяч рублей.
Раз в неделю в Бахту прилетает «вертушка», и почтальон должен забирать груз. Доставить почту от вертолетной площадки в отделение – отдельная история. На саночках или в большом пластиковом корыте, которое Валентина купила недавно. И это, по ее словам, едва ли не единственное изменение за последние 10 лет.
Но самая большая проблема в том, что Валентина работает одна.
– В отпуск очень проблематично уйти, в этом году съездили отдохнуть только потому, что одна женщина согласилась меня подменить, – рассказывает она. – На больничный не уйти, новогодние праздники – вообще забытая тема: 3 января уже на работе – пенсию выдаем.
При населении чуть больше 200 человек ежемесячно здесь, по словам сотрудницы, проводится около 400 всевозможных платежей – пенсии, пособия, другие выплаты, денежные переводы. Это только кажется, что работа не бей лежачего: всего-то три дня в неделю.
– Нам говорят: да что тут работать? – вздыхает женщина. – Если приход-расход за день посмотреть, то да, немного. Но мы обрабатываем все вручную, и на это уходит много времени. Например, приняла перевод – нужно поставить отметку, печати, номера, подписи, проверить правильность заполнения бланков, внести в реестр. Чтобы другому человеку было удобно, я сумму и город выделяю. 40 переводов за день – весь день и уходит.
Валентина говорит, что пыталась жаловаться, писать письма даже президенту. Но, если честно, сомневается, что дождется изменений.

«Торгуют постельным»

Ситуация на Севере, в Туруханском районе, к сожалению, типична, местные признаются: «всегда так было». Суровые условия, мало ставок – сейчас по одному человеку работает в Келоге, Сургутихе, Фарково, а есть еще и фактории, на которых люди трудоустроены на полставки почтальонами. Но в редакцию приходят письма и из других территорий, и становится понятно: эта ситуация – результат той самой оптимизации.
«В селе работало почтовое отделение. В июне вдруг сократили сотрудников, оставили на полставки, установили три дня для работы почтового отделения с 9:00 до 15:00. Пока примут и отправят корреспонденцию, время на обслуживание клиентов сокращается», – пишут жители Новоуспенки Абанского района. Село свое они любят и называют селом высокой культуры – чистым и зеленым. Гордятся, что сами его сделали таким. Вот только с почтой поделать ничего не могут.
Кроме жалоб на сокращение сотрудников и часов работы, жители пишут о том, что программа постоянно зависает, компьютер приходится возить на ремонт в Канск, что летом была сорвана подписная кампания – заявки перестали принимать 19 июня, а люди после получения пенсии могли что-то еще выписать. Совсем странно звучат жалобы на то, что почту превратили по факту в магазин: «Все заполнили товарами: продукты, хозтовары, постельные принадлежности. Зачем? Через стенку магазин, через дорогу тоже».
Но самое страшное для людей – вовсе остаться без местного отделения:
«Все идет к тому, чтобы закрыть наше почтовое отделение. А это для нас начало темного царства. Помогите нам, пожалуйста, не дать разрушить то, что имеем», – так заканчивается письмо.

«Жалоб не поступает»

«Почта России» – это государство в государстве: коллектив – как целый город – 300 тысяч человек; 42 тысячи почтовых отделений, из них 12,5 тысячи – в населенных пунктах, где живут менее 500 человек.
В состав Красноярского филиала входят десять почтамтов различной категории и 797 отделений почтовой связи, из них в сельской местности расположены 543. Трудоустроены в крае 7 399 человек. В структуре затрат «Почты России» расходы на персонал составляют 59 %, поэтому компания старается их оптимизировать.
В ответ на наш запрос по конкретным отделениям в пресс-службе Красноярского филиала заявили: новые режимы работы установлены с 16 августа. Обращений от клиентов отделений в Бахте и Новоуспенке не поступало.
В Бахте уборка и отопление помещения входят в трудовой договор, потому отдельно и не оплачиваются. На период отпуска и больничного основного сотрудника кадровая служба филиала должна найти замену.
Что касается Новоуспенки, то торговля – это целенаправленная политика. Товары народного потребления пользуются спросом у клиентов, а выручка от продаж позволяет поддерживать рентабельность отделений связи. Кроме того, благодаря реализации товаров почтальоны и операторы получают ежемесячные премии к основной зарплате.
Но главное, что за последний год ни одно из почтовых отделений закрыто не было, и планов таких, уверяют в пресс-службе, тоже нет.
В ближайшее время «Почту России» ждет, пожалуй, самое важное за последнее время преобразование – организация должна сменить форму собственности: превратиться из федерального государственного унитарного предприятия в акционерное общество. И хоть в краевом филиале нас заверили, что все от этого только выиграют – легче будет привлекать инвестиции, вырастет зарплата сотрудников, ремонт почтовых отделений будет проводиться быстрее, – на душе у простых людей тревожно. Жители отдаленных территорий боятся, что во главу угла тогда окончательно может встать экономическая целесообразность, а не социальная ответственность.

Уважаемые читатели! А как обстоят дела с почтовыми отделениями в ваших населенных пунктах? Ждем ваших рассказов. Звоните в редакцию по тел. 8 (391) 219-17-71 или оставляйте свои комментарии под материалом.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 ноября 2024
В Красноярске прошел первый краеведческий форум Енисейской Сибири
Организаторы форума – региональная общественная организация Красноярского края «Союз краеведов Енисейской Сибири», Красноярское отделение Русского географического общества, Сибирский федеральный университет,
Без рубрики
25 ноября 2024
В Красноярске прошел фестиваль профориентации для школьников
Определиться с будущей профессией – задача непростая. Обычно старшеклассники выбирают вуз или ссуз, ориентируясь на предметы, которые нужно сдавать при
Без рубрики
24 ноября 2024
На ней все держится
Молодые мамы становятся старше. По статистике, приведенной в проекте Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности, средний