В труднодоступных поселениях края нередко «Почта России» – единственный представитель государства. Через нее идет связь с миром, переводятся пенсии и социальные пособия. Мы постоянно слышим, что национальный почтовый оператор совершенствуется: поговаривают даже о доставке корреспонденции дронами. Но это скорее история для крупных городов. Создается впечатление, что в небольших населенных пунктах данный представитель государства забыл, что на дворе XXI век.
И истопник тоже
В селе Бахта Туруханского района заведующая почтовым отделением Валентина Немчина приходит на работу на час раньше. Перед тем как открыть двери для клиентов, ей нужно протопить печь.
Бахта – то самое село, о котором когда-то сняли фильм «Счастливые люди». Это 1 400 км от краевого центра по Енисею. Население чуть больше 200 человек. В следующем году Бахта отметит 500-летие.
Три раза в неделю Валентина открывает вторую половину своего двухквартирного дома и затапливает печь – без нее работать невозможно – зимы здесь суровые, в конце ноября уже минус 30. Дрова для отделения, в котором Валентина работает на полставки, она купила еще весной на свои деньги.
– Но вы эту тему не поднимайте, не надо, мы так всегда делали, – рассказывает она (всегда – это последние 10 лет. – Авт.). – И нам уже возместили стоимость, только в этот раз почему-то очень поздно – осенью.
Дрова нужно купить именно весной, а не когда на это выделят финансирование. За лето их нужно просушить, иначе будут чадить и давать совсем мало тепла – толку от них не будет. За то, что заведующий отделением на полставки выполняет еще и функции истопника, Валентине не доплачивают. Не доплачивают и за уборку, но это ерунда, считает она: помыть полы да побелить-покрасить раз в год – в этом нет ничего сложного, а вот топить… Ситуацию усугубляет то, что ее семья многодетная, двое младших мальчишек приемные, и каждая копейка на счету. А на руки зав. отделением на полставки получает 13–14 тысяч рублей.
Раз в неделю в Бахту прилетает «вертушка», и почтальон должен забирать груз. Доставить почту от вертолетной площадки в отделение – отдельная история. На саночках или в большом пластиковом корыте, которое Валентина купила недавно. И это, по ее словам, едва ли не единственное изменение за последние 10 лет.
Но самая большая проблема в том, что Валентина работает одна.
– В отпуск очень проблематично уйти, в этом году съездили отдохнуть только потому, что одна женщина согласилась меня подменить, – рассказывает она. – На больничный не уйти, новогодние праздники – вообще забытая тема: 3 января уже на работе – пенсию выдаем.
При населении чуть больше 200 человек ежемесячно здесь, по словам сотрудницы, проводится около 400 всевозможных платежей – пенсии, пособия, другие выплаты, денежные переводы. Это только кажется, что работа не бей лежачего: всего-то три дня в неделю.
– Нам говорят: да что тут работать? – вздыхает женщина. – Если приход-расход за день посмотреть, то да, немного. Но мы обрабатываем все вручную, и на это уходит много времени. Например, приняла перевод – нужно поставить отметку, печати, номера, подписи, проверить правильность заполнения бланков, внести в реестр. Чтобы другому человеку было удобно, я сумму и город выделяю. 40 переводов за день – весь день и уходит.
Валентина говорит, что пыталась жаловаться, писать письма даже президенту. Но, если честно, сомневается, что дождется изменений.
«Торгуют постельным»
Ситуация на Севере, в Туруханском районе, к сожалению, типична, местные признаются: «всегда так было». Суровые условия, мало ставок – сейчас по одному человеку работает в Келоге, Сургутихе, Фарково, а есть еще и фактории, на которых люди трудоустроены на полставки почтальонами. Но в редакцию приходят письма и из других территорий, и становится понятно: эта ситуация – результат той самой оптимизации.
«В селе работало почтовое отделение. В июне вдруг сократили сотрудников, оставили на полставки, установили три дня для работы почтового отделения с 9:00 до 15:00. Пока примут и отправят корреспонденцию, время на обслуживание клиентов сокращается», – пишут жители Новоуспенки Абанского района. Село свое они любят и называют селом высокой культуры – чистым и зеленым. Гордятся, что сами его сделали таким. Вот только с почтой поделать ничего не могут.
Кроме жалоб на сокращение сотрудников и часов работы, жители пишут о том, что программа постоянно зависает, компьютер приходится возить на ремонт в Канск, что летом была сорвана подписная кампания – заявки перестали принимать 19 июня, а люди после получения пенсии могли что-то еще выписать. Совсем странно звучат жалобы на то, что почту превратили по факту в магазин: «Все заполнили товарами: продукты, хозтовары, постельные принадлежности. Зачем? Через стенку магазин, через дорогу тоже».
Но самое страшное для людей – вовсе остаться без местного отделения:
«Все идет к тому, чтобы закрыть наше почтовое отделение. А это для нас начало темного царства. Помогите нам, пожалуйста, не дать разрушить то, что имеем», – так заканчивается письмо.
«Жалоб не поступает»
«Почта России» – это государство в государстве: коллектив – как целый город – 300 тысяч человек; 42 тысячи почтовых отделений, из них 12,5 тысячи – в населенных пунктах, где живут менее 500 человек.
В состав Красноярского филиала входят десять почтамтов различной категории и 797 отделений почтовой связи, из них в сельской местности расположены 543. Трудоустроены в крае 7 399 человек. В структуре затрат «Почты России» расходы на персонал составляют 59 %, поэтому компания старается их оптимизировать.
В ответ на наш запрос по конкретным отделениям в пресс-службе Красноярского филиала заявили: новые режимы работы установлены с 16 августа. Обращений от клиентов отделений в Бахте и Новоуспенке не поступало.
В Бахте уборка и отопление помещения входят в трудовой договор, потому отдельно и не оплачиваются. На период отпуска и больничного основного сотрудника кадровая служба филиала должна найти замену.
Что касается Новоуспенки, то торговля – это целенаправленная политика. Товары народного потребления пользуются спросом у клиентов, а выручка от продаж позволяет поддерживать рентабельность отделений связи. Кроме того, благодаря реализации товаров почтальоны и операторы получают ежемесячные премии к основной зарплате.
Но главное, что за последний год ни одно из почтовых отделений закрыто не было, и планов таких, уверяют в пресс-службе, тоже нет.
В ближайшее время «Почту России» ждет, пожалуй, самое важное за последнее время преобразование – организация должна сменить форму собственности: превратиться из федерального государственного унитарного предприятия в акционерное общество. И хоть в краевом филиале нас заверили, что все от этого только выиграют – легче будет привлекать инвестиции, вырастет зарплата сотрудников, ремонт почтовых отделений будет проводиться быстрее, – на душе у простых людей тревожно. Жители отдаленных территорий боятся, что во главу угла тогда окончательно может встать экономическая целесообразность, а не социальная ответственность.
Уважаемые читатели! А как обстоят дела с почтовыми отделениями в ваших населенных пунктах? Ждем ваших рассказов. Звоните в редакцию по тел. 8 (391) 219-17-71 или оставляйте свои комментарии под материалом.