Для театра это не первые гастроли в нашем крае со спектаклем по произведениям Виктора Петровича Астафьева. По приглашению СУЭК они уже трижды привозили его на родину писателя. Астафьевская проза в исполнении талантливой труппы МХТ каждый раз безошибочно находит путь к сердцу зрителя. Постановка особенная: литературное чтение без инсценировок, чистая ткань монолога. Показ в Зеленогорске стал великолепным подарком жителям Рыбинского района, Бородино и Зеленогорска в честь 15-летия Сибирской угольной энергетической компании. Актеров долго не отпускали с зеленогорской сцены, дарили им бурные аплодисменты. Такие яркие культурные события преображают жизнь.
Жизнь без фильтров
Постановка в МХТ уже 15 лет собирает полные залы. Режиссер спектакля Марина Брусникина не скрывает, что Виктор Петрович – ее любимый писатель еще со времен школы. Замечательная команда единомышленников придумала оригинальный ход: не превращать действие в драматургию, обращаться к аудитории напрямую. Много лет постановка держит высокую планку. Секрет в самой прозе великого писателя. Астафьевские герои – близкие нам люди. В истории каждой семьи есть такие «обрубленные ветки», по меткому выражению режиссера.
В зеленогорский Дворец культуры пришли и приехали более 600 жителей Зеленогорска, Бородино, Рыбинского района. Для них спектакль был бесплатным. Но каждый из зрителей после просмотра получил удовольствие, не сравнимое ни с какой денежной суммой. Виктория Кузнецова, жительница Бородино, рассказала, что спектакль произвел огромное впечатление:
– Поразило, с какой любовью Астафьев описывает людей, каждого человека. Мне удалось прожить кусочки всех этих жизней, которые были представлены на сцене. Я будто создала в своей душе лоскутное одеяло, которое состоит из множества судеб и сюжетов. Поразила глубина описания жизни людей. Ты понимаешь, что жизнь – это такое богатство, здесь много и слез, и радости.
Астафьев в военной и послевоенной прозе рассказывал о трагических судьбах поколения. Вот и в «Пролетном гусе» война лишила героев счастья. Как маленькая стайка диких гусей, семья искала лучшей доли, но была подбита жизнью. Невозможно не сопереживать героям, не сочувствовать их трагической судьбе. Спектакли по произведениям классиков – без пошлости, где много доброты, правды и поучительной мысли, – востребованы и у старшего, и молодого поколения. Эффект настоящего театра – это способ достижения внутренней гармонии, понимания чего-то нового внутри себя. Это зеркало нашей жизни без фильтров. Любовь Лунегова, зрительница из Зеленогорска, бывает на постановках МХТ в Москве:
– Игра актеров такая, что обо всем забываешь. Хочется каждому из них поклониться за высочайшее мастерство. Спектакль имел грандиозный успех в Москве, и то, что он приехал сюда, к нам, – очень большой подарок. После него переосмысливаешь все по-другому.
Вернуться к истокам
Актеры театра были потрясены тем, как их принимали. За 15 лет существования спектакля, говорят, такого приема не помнят. Немудрено, ведь в родном крае Виктора Астафьева его проза и звучит по-другому. Кристина Бабушкина, артистка МХТ, родилась в Иркутске. Она признается, что труппа любит приезжать в Красноярский край:
– Публика нам здесь уже знакома, мы всегда ждем встречи и понимаем, что отклик находится уже по первым тональностям. Это только кажется, что мы играем и нам ничего не видно и не слышно, на самом деле мы чувствуем каждый всхлип, и когда он идет по залу, мы понимаем, что достучались до зрителя.
Валерий Трошин, заслуженный артист РФ, рассказал: такие поездки на родину писателя, прикосновение к живой истории, к истокам помогают излагать прозу Астафьева:
– Мы благодаря СУЭК уже не первый раз здесь, в Сибири. Мы гостили в доме Астафьева в Овсянке, даже купались в Енисее, пели с местными бабушками, ходили на кладбище. Надо побывать здесь, увидеть, что это за лес такой, что за тайга, что за Енисей, что за темные утесы, что это за край такой, чтобы существовать на сцене по-настоящему.
Фото: Яна Космогорцева
В зеленогорский Дворец культуры пришли и приехали более 600 жителей Зеленогорска, Бородино, Рыбинского района. Для них спектакль был бесплатным. Но каждый из зрителей после просмотра получил удовольствие, не сравнимое ни с какой денежной суммой