Далеко не всем из нас удается пополнять семейный бюджет на желаемую сумму. Но у всех без исключения есть возможность избежать мелких финансовых ошибок, которые порой «похищают» из кармана немалые деньги. Разберемся, как не совершать таких неверных действий.
Проверяйте реквизиты
То, что сейчас перевести деньги онлайн можно фактически из любого уголка планеты, несомненно, очень удобно. Но делать это нужно очень внимательно, проверяя реквизиты и имя получателя, ошибка здесь может стоить очень дорого.
– Если перевод уже отправлен, отменить его, к сожалению, нельзя: закон запрещает банку списывать деньги со счета получателя без его согласия, – пояснили в пресс-службе Красноярского отделения ПАО Сбербанк. – Клиент может обратиться к получателю с просьбой вернуть деньги либо взыскать их в судебном порядке.
Если клиент ошибся в реквизитах при переводе, то сначала необходимо проверить в выписке по карте или счету, списались ли деньги.
При ошибке в ФИО или номере счета перевод будет возвращен отправителю. Если клиент указал корректные реквизиты, но перевел не тому человеку, можно попробовать обратиться к получателю перевода для возврата денег.
При необходимости клиент может получить копию платежного поручения с подтверждением перевода. Для этого требуется заполнить заявление и обратиться с ним в офис банка.
Если перевод не дошел до получателя, то клиенту нужно позвонить по телефону 900 и попросить оформить заявление на розыск. Если деньги получателю пришли, банк выдаст подтверждающий документ.
К сожалению, в реальности вернуть средства, отправленные парой «кликов» не тому человеку, сложно. А зачастую невозможно. Вот какая история произошла с жителем Красноярска Антоном К.
– При переводе денег в онлайн-приложении банка я случайно нажал кнопку с реквизитами человека, у которого не так давно приобретал подержанную технику. Ему на счет было отправлено более 10 тысяч рублей. Так как его телефон у меня был сохранен, я тут же перезвонил и объяснил ситуацию. Попросил перевести деньги назад. Он согласился. Однако ни через час, ни через сутки сумма назад не вернулась. Трубку он уже не брал, а вскоре при наборе номера я слышал: «Абонент недоступен». Написал заявление в полицию, все подтверждающие перевод документы у меня были. Но в полиции в возбуждении дела отказали.
Бойтесь всплывающих сообщений
Однажды пожилая родственница попросила позвонить ее мобильному оператору: со счета телефона начали быстро исчезать деньги.
Причина выяснилась быстро: оказалось, женщина пользовалась услугой «онлайн-уроки немецкого языка» за 5 рублей в сутки, предоставленной одной телефонной компанией несколько месяцев назад.
Отключить уроки было делом пары минут, а вот вернуть внушительную для пенсионерки сумму так и не удалось: через несколько дней после написанного в офисе заявления с просьбой разобраться перезвонил сотрудник компании и сказал, что женщина сама подключила эту услугу, – «оборудование это зафиксировало».
Ситуация не такая уж и редкая. Поэтому, если есть пожилые родственники или дети, активно пользующиеся мобильной связью, лучше всего завести личный кабинет абонента и следить за их расходами. Нередко на экране появляются «всплывающие» сообщения, которые можно по неосторожности нажать и активировать совершенно ненужную услугу.
Телефон ребенка вообще лучше не пополнять на крупную сумму: младшие школьники легко могут поддаться искушению купить игру, мультфильмы и т. п.
– Причиной подключения нежелательных подписок может быть вредоносное программное обеспечение, случайный переход по ссылке на сайте или всплывающем окне, некорректный набор короткой команды и тому подобные случаи, – предупреждает Юлия Юрченко, менеджер по корпоративным коммуникациям «МегаФона» в Красноярском крае. – Абоненты «МегаФона» могут в любое время проверить наличие и при необходимости самостоятельно отключить платные подписки в личном кабинете или обратившись в контактный центр либо салон связи. Также обезопасить себя от подобных проблем можно с помощью сервиса «МегаФон Защита», который включает в себя защиту от случайных списаний и нежелательных покупок в интернете.
Порой, пополняя счет мобильного, можно точно так же ошибиться и отправить деньги на номер другого абонента.
– В случае если в номере была допущена одна ошибка, абонент «МегаФона» может вернуть денежные средства, обратившись в контактный центр (8 800 550-05-00 или *0500, звонок по России бесплатный, – отметила Юлия Юрченко. – Если же ошибка произошла в двух или более цифрах, для возврата потребуется заявление, к которому необходимо приложить чек ошибочного платежа. Оформить заявление можно в салоне лично либо на сайте megafon.ru в форме «Напишите нам» (в этом случае прикладывается скан-копия или фотография чека). Стоит отметить, что средства будут возвращены в том случае, если на номере, на который был зачислен ошибочный платеж, есть достаточная сумма.
Условия возврата средств у разных операторов могут отличаться. К примеру, в компании Tele2 пояснили: «Если номер, ошибочно указанный при оплате, принадлежит другому оператору связи, перенос платежа компанией Tele2 невозможен. В этом случае необходимо связаться со службой поддержки платежной системы, телефон которой указан на чеке. Если платеж осуществлялся со счета банковской карты, обратитесь в службу поддержки банка».
Осторожнее с распродажами
Удивительно, но каждый год, поддаваясь всеобщему ажиотажу в конце ноября, многие, сами того не подозревая, теряют на различных акциях немалое количество денег. Да, «черные пятницы» нередко заставляют полностью опустошить банковскую карточку.
На самом ли деле такие покупки выгодны?
– Присмотритесь к выбранному товару, проверьте стоимость этой модели на других сайтах: очень часто в магазинах пишут явно завышенную цену, перечеркивают ее и рядом ставят другую, якобы со скидкой, но на самом деле это и есть обычная, а порой и чуть завышенная цена.
– Обязательно оцените качество одежды, обуви, предметов интерьера, если вы занимаетесь офлайн-шопингом. Зачастую в сезон распродаж магазины реализуют товары, имеющие небольшой брак, по сниженной цене.
– Будьте равнодушны к акциям «купи два по цене одного» или же купи «две вещи – и получи подарок». Часто такие выгодные предложения заставляют сделать, в сущности, не настолько и необходимые покупки на гораздо большую сумму, нежели было рассчитано изначально.
– Оцените необходимость даже выгодной покупки. Если цена на товар реально привлекательна, но пользоваться вы им – по разным причинам – будете не столь часто, то нужно ли тратить деньги?
Займитесь самообразованием
В пандемию многие работают удаленно, и появилось время, чтобы заняться повышением уровня своей финансовой грамотности, научить полезным навыкам детей.
Для этого можно зайти на сайт НИУ «Высшая школа экономики» в раздел «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» и скачать материалы для обучения школьников со 2-го по 11-й класс, а также ознакомиться с видеолекциями, записанными преподавателями НИУ ВШЭ по таким темам, как «Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество», «Страхование», «Создание нового бизнеса», «Банковские услуги и отношения людей с банками».