Ергаки называют «Саянской горной страной». Это целый мир, своеобразное сердце Западного Саяна, выбивающее учащенный пульс у любителей «дикого», природного туризма. О необходимости превращения «зеленого» парка «Ергаки» в форпост краевой индустрии отдыха говорится давно – со времен губернатора Лебедя. У Ермаковских Столбов есть все, чтобы застучать барабанами славы на культурный мир. Нет одного: развитой инфраструктуры, в чем убедился корреспондент «НКК». Красота – красотой, а кристально свежий воздух – подъемом сил и приливом жизненной энергии. Но пока доберешься до ергакских памятников природной архитектуры – сквозь «жилищно-транспортное бездорожье» – голову не раз посетит мысль: «А может, не стоит игра – усталости?».
К спорту – через край
Я, как большой любитель спорта, давно хотел побывать в Ергаках. После того, как олимпийская сборная России с треском провалилась в Ванкувере, разговоры о «переводе» спортсменов-«зимников» в Красноярский край зазвучали с новой силой. Создание в Ергаках современной базы для подготовки «снежных олимпиоников» – давний проект властей. Природа действительно постаралась: ергакское высокогорье, с его природой и воздухом – идеальное место для проведения тренировочных сборов. И собирать спортсменов на территории страны намного дешевле, чем регулярно отправлять их на заграничные тренировки. Другое дело, проекту требуются глобальные инвестиции. Построить в нынешних Ергаках базу, по всем правилам и стандартам, и отладить «инфраструктурье» – это, без преувеличения, «спортивный проект десятилетия» – без учета Олимпиады в Сочи. «Ергакская программа» – масштабом поменьше. Но, судя по увиденному, работы, если строительству базы все-таки дадут «зеленый свет», предстоит через край…
«Телевизоров нет. Свет закончился»
10 часов поездки на микроавтобусе – и нас принимают на турбазе «Ергаки». Несколько бревенчатых домиков, разбросанных по периметру, две небольших бани и центр местной жизни – кафе. На улице собирается гроза, и мы быстрее бежим к номерам – скрыться от непогоды. Комнаты – стандартно-гостиничные. Но вместо душа – одинокий краник с холодной водой. Света нет: «Мы экономим – включаем электроэнергию на 4 часа вечером, на 2 – утром». Телевизоры – установлены… но не работают!
– Получается, футбол сегодня не посмотрю? – спрашиваю разочарованно.
Администратор Жанна пожимает плечами:
– Мы сняли с крыш «тарелки». Люди же приехали на природу – зачем здесь «чудеса цивилизации»? А если серьезно, грозы чуть ли не каждый день бушуют: пришлось убрать «спутники» – чтобы их дождем и ветром не сносило…
На базе грязно. Перед поездкой «бывалые» путешественники нас предупреждали: «Возьмите с собой резиновые сапоги или старую обувь – которую «убить» не жалко». Дорога от домика до кафе «вымощена» досками – единственным «бродом» среди луж и мокрой травы. Кормят в заведении, как в недорогой столовой. Овощной салат, солянка, картошка с рыбой, чай – в среднем, ужин обходится в 200 рублей. В баре – дороже. Цены – на уровне неплохого красноярского «общепита». Бутылка «среднего» пива обойдется в 80–100 рублей, вино – от 500 рублей. И стоимость проживания не отстает от предложений лучших городских турбаз – от 900 до 4000 рублей в день на человека.
– Постоянно вожу сюда группы туристов и не понимаю, за что в Ергаках платить? – делится впечатлениями наш водитель Сергей. – Точно не за качество! Проехать 600 километров от города и окунуться в провинциальные условия и сервис, но за приличные деньги – в чем смысл? Хотя чего удивляться. Здесь несколько баз. Почти все частные. Особой конкуренции нет. Вот хозяева некоторых и не тратятся: вкладывают копейку, а все равно получат рубль. Вокруг Ергаков столько легенд ходит, люди сюда тянутся. Зачем инвестировать, думает предприниматель средней руки? И так сойдет!
Бездорожье и медведи
«Гвоздь» в туре следующего дня – посещение знаменитого «Каменного города». Сотрудники природного парка иронично поглядывают на наш «Мерседес» и предлагают пересесть в «УАЗ»: «Проехать мы сможем только на нашем транспорте». Действительно, без «вездехода» российского автопрома не обойтись. Дорога – настоящие «американские горки». Приходится ехать сгорбленными, чтобы не разбить лоб – во время «прыжков» по ямам и ухабам. Апофеоз автомобильной прогулки – преодоление небольшой горной речки, по глубокой параболе из двух берегов. На скорости, по скату летим вниз и тут же взлетаем – едва успев смочить колеса. Голова идет кругом, а наши проводники привычно посмеиваются: «А что вы хотели? Без трудностей – Ергаки не Ергаки»…
… Впереди – несколько километров, так называемой, горной тропы к «Каменному городу». Сначала – в компании с тучей оводов, через жаркий лес. Меня сопровождает один из сотрудников охраны парка. Он рассказывает о нехитрых правилах поведения:
– Мусор не раскидывай. Если куришь – прячь бычки в карман. И, главное, не рви растения-дикоросы. Особенно цветы! Любителей флоры здесь всегда хватало – насобирают «краснокнижной» красоты – и в карман! А пока вернутся домой – все завянет. Как собаки на сене – ни себе, ни людям.
– А браконьеров у вас много?
– Сейчас их почти нет. Мы ведем круглосуточный патруль, охрана усиленная. А вот в прошлом году один деятель повадился капканы на медведей ставить. Животные попадали в западню, а он подходил, лапы им отрезал – они высоко ценятся – и оставлял умирать. Хорошо, поймали этого живодера!
– Неудивительно, что потом медведь на людей кидается…
– Бывает и такое. Приходится даже специально отстреливать – слишком часто хозяева сибирского леса стали «в народ выходить». Хотя и отдыхающие – хороши. Был случай. Мишка обнюхивал палатку, а подвыпивший отдыхающий испугался – и давай хищника ногой в нос пинать. Еле потом человека откачали. Повезло парню, не до конца зверя разозлил!
Выдохи – ради вдоха
«Каменный город» поражает! Трудно поверить, что причудливый скальный лабиринт горного хребта Кулумыс создан природой, а не руками человечьими. Но как объясняют наши гиды, «30–40-метровые камни выдуло из пород многолетними ветрами – люди тут ни при чем». «Окружающая среда – лучший мастер», – смеются местные. Без вопросов, ради такого зрелища стоило и пробежаться среди деревьев, и сотни метров пролезть по тропе из огромных булыжников, где один неправильный шаг – и обеспечены серьезные переломы. Кстати, странно, что по этому каменному «пути жизни» нас сопровождали всего два человека. Связи нет, в случае травм, которые запросто могут оказаться несовместимы с жизнью, – никто толком не поможет…
Но свежий воздух все-таки придает сил! «Ради таких вдохов не жалко и постоянных выдохов – при одышке», – говорят мои попутчицы. Впечатлений много – все здесь не опишешь. Но вести речь о «туристическом заповеднике» и «базе для олимпийцев» я пока бы поостерегся. Слишком уж «Проект Ергаки» недоработан.
Один приятель, давно живущий в Англии и работающий как раз в туристической отрасли, не раз говорил: «Знаешь, почему европейцы не хотят к вам ехать? Потому что нет инфраструктуры – жилья, дорог, элементарного сервиса. И как бы в Ергаках не было красиво, практичные люди всегда выберут более комфортабельный вариант для путешествия».
Земля одарила Красноярский край настоящей туристической жемчужиной. И в краевых структурах власти отлично понимают: при должном подходе к делу, Ергаки могут превратиться в одну из главных «точек роста» для региональной экономики – не говоря уже о статусе всероссийской достопримечательности уровня озера Байкал. Да, «поднять с колен» такую инвестиционную махину непросто. И многие компании, которые работают в «Саянской горной стране», отдают себе отчет, что на таком фундаменте можно построить любой бизнес – на принципах качества, открытости и прозрачности. Без государственно-частного партнерства, естественно, не обойтись. У бизнеса и власти есть понимание, есть желание идти навстречу друг другу. За год-два «туристическую революцию» в крае не провести – это процесс поступательный и сложный. И к «золотому финишу» придут лучшие – те, кто готов инвестировать, работать, «поднимать целину». Уже сейчас в Ергаках строится новая, современная база для сотрудников МЧС, которую планируют открыть к концу года. От одного объекта к другому, от базы спасателей до центра подготовки «зимних» олимпийцев – вполне реальный путь.
Любое, даже самое смелое «ергакское дело» – реализуемо.
Но победим ли мы «неразвитое инфраструктурье»? Или по-прежнему будем восхищаться творениями природы и недоумевать – почему Ергаки до сих пор остаются «достопримечательностью в краевом футляре»?