Бежать, куда глаза глядят
В дни пекла создавалось ощущение, что все жители города вдруг стали беженцами. Дороги, по которым можно уехать из Красноярска, особенно по пятницам, забиты транспортом. Выезд растягивался на час, а то и больше. Народ спешил вырваться на свои «фазенды», к озерам, к какой-нибудь воде, зелени… Да хоть к черту лысому, лишь бы подальше от этих пыльных раскаленных улиц, от враждебных железобетонных коробок, источающих жар, от этой гари с ароматами КрАЗа…
В городе по выходным тусуется в основном до мозга костей урбанизированная молодежь, которой без вайфая жизни нет. Девушки на улицах одеты… верней, раздеты так, что где-нибудь на диком Востоке их бы просто забросали камнями. На юношах и взрослых мужиках с пивными животами из одежды семейные трусы, гордо именуемые шортами, сланцы и бутылка пива. Некоторые в таком виде и в магазины вваливаются, и в общественном транспорте ездят. Потные сверху донизу. Культура зашкаливает, как и температура.
Жара сказывается и на работе больниц.
– Поток людей, попадающих к нам в экстренном порядке, в жаркие дни увеличивается вдвое, а то и втрое. Везут по «скорой» непрерывно, кто-то и сам приходит. Больше всего пациентов с тепловыми ударами. Причем если раньше от жары страдали в основном люди пожилые, то сейчас много молодых с повышенным давлением, а на этом фоне часто возникают инсульты, гипертонические кризы. Некоторых госпитализируем. Очень много резаных, битых, с травмами. Почему? Жара. Дуреют. Пьют на пикниках, – говорит и. о. заведующей приемно-диагностическим отделением БСМП Лариса Люкомас.
Сажать и сажать!
То, что в городе, который стоит на великой реке, по большому счету негде искупаться, – давняя больная тема. Абаканская протока? Озеро мясокомбината? Полудикие пляжи на острове Татышев? Роспотребнадзор предупредил: в большинстве водоемов купаться опасно. Ближайшее место с теплой и чистой водой – Мана. Но вы еще попробуйте прорвитесь к ее берегам сквозь непонятно чьи шлагбаумы и плотную частную застройку. Негде купаться, негде. Далеко от города приходится уезжать.
В безветрие удушливый смог накрывает наш город-призрак ядовитым колышущимся маревом, как накрывают дерюжкой покойника на месте ДТП. Караваны легковушек и вонючих автобусов подолгу тянутся в унылых пробках, которые возникают в том числе и по вине «бутылочных горлышек» на дорогах. Таких мест в Красноярске – как пластиковых бутылок на острове Татышев, их знает любой автомобилист. Спасибо мудрым архитекторам-градостроителям!
Люди, замурованные в машинах, нецензурно вопят: где давно обещанные многоуровневые развязки?! Через которые весь автопоток быстро пролетал бы, не газуя в пробках и на перекрестках часами. Где метро?! Где-где… Под землей. Песком забито.
Красноярск по разным рейтингам занимает второе-третье место в стране по уровню автомобилизации. Процентов 40-50 смога на совести наших четырехколесных друзей. И с этим, казалось бы, ничего нельзя поделать.
– Полностью от автомобильных выхлопов избавиться невозможно, но значительно минимизировать их влияние – вполне, – считает Николай Зубов, исполнительный директор общественной организации «Красноярский краевой экологический союз». – Надо строить дороги с широкими разделительными полосами-газонами, а вдоль дорог высаживать деревья и кустарники, тот же кизильник, – они хорошо поглощают CO2. Проезжая часть должна быть отделена от тротуара стеной зеленых насаждений, и тогда вред от выхлопов можно уменьшить вдвое.
Гы, как говорят в интернетах. Почему-то наши действующие дороги и кварталы «точечной застройки» не очень приспособлены под высадку аллей. В городе катастрофически не хватает зелени, парков, скверов. И в жару это ощущается особенно остро.
– Если по санитарным нормам положено иметь 15 квадратных метров зеленых насаждений на одного жителя, то у нас этот показатель составляет всего 5-6 квадратных метров, – продолжает эколог. – Хорошо, что мэр Эдхам Акбулатов серьезно взялся за озеленение Красноярска, его акцию «Миллионному городу – миллион деревьев» я поддерживаю обеими руками: надо сажать и сажать! Не будет деревьев – совсем задохнемся».
Акбулатов – это хорошо, но еще лучше, если бы народ не сидел сложа руки. Не думаю, что градостроительный облик города бы шибко пострадал, посади каждый красноярец – ну ладно, каждый десятый, двадцатый – одно дерево в районе своего дома. Всего одно. Дышать стало бы легче. И не только в экологическом смысле. Смотришь, потом взялись бы за ум на дорогах – и пробки бы поубавились.
Монстр нападает ночью
Однако есть такие «годзиллы», нападающие на город и его жителей, от которых ни в какие кусты не спрячешься. Например, главный наш антиэкологический монстр – Красноярский алюминиевый завод, который, подобно валенкам дворника Тихона из «12 стульев», воздуха не озонирует.
Вот выдержки из государственного доклада краевого минприроды «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2013 год».
«В Красноярске выбросы за счет технологических и других процессов составляют 69,8 тыс. т. в год. Из них выбросы ОАО «РУСАЛ Красноярск» – 62,2 тыс. т. Из загрязняющих веществ преобладает оксид углерода – 53,5 тыс. т… Уровень загрязнения атмосферы в зоне влияния КрАЗа стабильно характеризуется как «очень высокий» с превышением ПДК по бенз(а)пирену в 3-5 раз».
Каждый год руководство компании бодро докладывает общественности о новых природосберегающих технологиях производства, о каких-то супер-пуперсовременных фильтрах и системах очистки… И результаты вроде есть. Если в 2005 г. предприятие выбрасывало в атмосферу 89,5 тыс. т. всякой гадости, в 2009 – около 69 тыс., то в 2013-м, как видите, уже чуть более 62 тыс. т.
Но вы вдумайтесь в эту цифру! Она остается чудовищной. Железнодорожный вагон для перевозки сыпучих грузов вмещает 50 тонн. КрАЗ ежегодно выбрасывает в небо над городом 1240 вагонов дряни. Несколько десятков железнодорожных составов. Примерно по 3,4 вагона в день! Как же не быть смогу над городом? Число других участников отравления воздуха поуменьшилось: закрылся шинный завод, химкомбинат и так далее.
Но больше бесит не это (производство алюминия во всем мире не безвредно, и КрАЗ за город не вынесешь – чревато социальным и экономическим коллапсом). А то, что они часто делают свои «черные дела» тайно, предательски, по ночам!
Спросите жителей Зеленой Рощи да других районов, и они вам в красках расскажут, что иногда ночью невозможно открыть форточку. С улицы тут же врываются такие ароматы, что лучше запереться наглухо, как в подводной лодке, и переждать химическую атаку. Летом это особенно приятно. Сиди в квартире и потей. На всякий случай – в противогазе. А главное, пожаловаться некому! Я, например, однажды вот так выйдя на балкон и чуть не задохнувшись, принялся звонить в МЧС. Там ответили с нервным смехом: будет совсем плохо – эвакуируем. А пока пишите в Росприроднадзор, жалуйтесь, там рассмотрят. И действительно, рассматривают. Например, траванули вас ночью – можете позвонить на автоответчик или написать заявление. На другой день, когда уже все рассеялось в воздухе, к месту «отравления» выедет мобильная лаборатория, возьмет пробы. В течение пары недель определят, кто травил и чем. А вы быстрей хотели? Быстро только алюминий в формы течет.
Есть и куча стационарных постов в городе, где регулярно отбираются пробы воздуха. Если они что-то уловят, последует долгое разбирательство, кто его испортил. Загрязнителей потом оштрафуют. Может быть. Но не очень обременительно, последние портки не снимут. А надо бы.
Службы экстренного реагирования на выбросы КрАЗа в городе, увы, не существует. Как при пожаре: вы звоните 01, и его сразу же приезжают тушить. Не через неделю, правда? Даже ночью. А полиция тут же пытается задержать поджигателей. Что касается вредных выбросов, такой оперативной системы нет, говорю вам с полной уверенностью. Проверял.
Впрочем, экологи предлагают выход. Они считают, что газоанализаторы должны стоять прямо над трубами и цехами предприятия. Независимые от РУСАЛа, опломбированные. Причем поставленные на деньги компании. А информация с них должна считываться в режиме онлайн, поступать в Интернет и быть доступной любому. Предложение не лишено здравого смысла. Тот же КрАЗ ежегодно платит в бюджеты всех уровней сотни миллионов рублей экологических платежей. Почему бы часть из них не использовать на установку такой системы?
Ну, это пока мечты. А реальность такова, что онкологические больницы города забиты нестарыми еще людьми, в очередь к онкологу записывают за месяц. На Бадалыке страшно смотреть на памятники с годами жизни: в глазах рябит от имен 50-55-летних мужиков. Впрочем, не будем о смерти. Речь у нас шла вроде о жаре? Ну вот и грейтесь, пока есть возможность. А то скоро опять – снег, мороз, ледяная водка. Только старайтесь глубоко не дышать. Зачем вашим легким бенз(а)пирен?
Фото Олега Кузьмина