Как запустить генераторы экономики

Как запустить генераторы экономики
Фото Олега Кузьмина

Несмотря на явно выраженную региональную специфику, центральная тема XVIII Красноярского экономического форума – развитие Сибири – имеет федеральное звучание. Сегодня на берегах Енисея реализуются масштабные инвестиционные проекты, от которых во многом зависит будущее России. О задачах форума, вызовах времени и перспективах макрорегиона рассказывает губернатор края Александр УСС.

– Этой зимой в нашей стране вновь произошел всплеск заболеваемости ковидом. Из-за этого отменили форум в Сочи. А почему в Красноярске его решили проводить?

– Современные технологии позволяют часть мероприятий вывести онлайн. Мы стремимся сделать форум компактным и тщательно подходим к вопросам эпидемической безопасности. Так было в прошлом году и будет в этом.

КЭФ – наша красноярская традиция, одно из важнейших событий в жизни региона. Тот факт, что именно на берегах Енисея обсуждаются глобальные вопросы в сфере экономики, говорит о роли края в развитии России. При этом мы поставили форум на рельсы конкретики. Тому в немалой степени способствовало продвижение КИП «Енисейская Сибирь», куда сейчас входит 32 инвестпроекта общей стоимостью 1,9 трлн рублей. Мы предметно проговариваем наши инициативы, привлекаем крупный бизнес. Это практические вещи, которые дают реальный эффект: новые рабочие места, развитие инфраструктуры, дополнительные поступления в бюджет.

Так, по итогам прошлого года у края появилось порядка 50 млрд рублей дополнительных ресурсов. Такого не было за всю 30-летнюю новейшую историю. А бюджет этого года впервые превысил 300 миллиардов рублей. Это в том числе результат грамотной экономической политики. Хотя еще несколько лет назад наш регион мог свалиться в инвестиционную яму, поскольку тогда не начинался ни один значимый проект.

Жизнь подтверждает, что вектор движения правильный. Практическая ориентация форума становится отличительной чертой. В этот раз центральной темой заявлена Сибирь. Президент Владимир Владимирович Путин обозначил развитие Зауралья национальным приоритетом XXI века. Стартовал беспрецедентный проект по новому освоению Арктики. Красноярский край, Енисейская Сибирь, Большая Сибирь находятся в эпицентре грядущих изменений. Стратегическое видение здесь, безусловно, первично. И наполнение конкретных программ должно исходить от нас самих.

– На какие постулаты, по вашему мнению, должна опираться новая философия развития Сибири?

– Зауралье продолжает генерировать существенную долю доходов страны. Именно здесь сконцентрированы производства крупнейших промышленных компаний.

Я реалист и понимаю, что в ближайшем будущем от сырьевой экономики не уйти. Да и неразумно было бы полностью от нее отказываться: в конце концов, богатые природные кладовые – неоспоримое конкурентное преимущество. Но выгоднее перерабатывать ресурсы на месте, создавать продукцию высоких переделов с увеличенной добавленной стоимостью. Благодаря этому появляются квалифицированные рабочие места, происходит оптимизация затрат, развиваются наука и технологии – налицо системный эффект.

Мировой опыт развития сырьевых регионов, сопоставимых с Сибирью по географическим и климатическим условиям, доказывает перспективность такого подхода. Неслучайно Канада, Норвегия, Австралия и Аляска (США) занимают лидирующие места по индексу человеческого развития. Там были созданы особые управленческие и правовые механизмы, которые позволили выстроить систему сотрудничества государства и бизнеса. Это сделало экономику более гибкой и свободной, открытой к инвестициям, способной справиться с серьезными кризисами и вызовами сырьевой зависимости.

Не нужно сбрасывать со счетов и экологический аспект. В наших силах сделать так, чтобы крупные предприятия снижали негативное воздействие на окружающую среду, активно участвовали в социальной жизни территорий, где они ведут свою деятельность. Ужесточая экологическое законодательство и вводя различные преференции (не только налоговые), мы задаем правила игры: вот возможности для бизнеса, а вот красные линии, за которые ему переходить нельзя.

 

– Когда же Красноярский край пойдет по этому пути?

– А мы уже по нему идем. Все условия для этого у нас есть. Крупнейший за Уралом федеральный университет – СФУ – находится в Красноярске. В прошлом году при поддержке Федерации на его базе создан научно-образовательный центр.

В крае работает множество крупных компаний – лидеров в своих отраслях не только в России, но и в мире. Это РУСАЛ, «Норильский никель», «Полюс», Новоангарский обогатительный комбинат, «Роснефть» и другие. Со всеми выстроено конструктивное взаимодействие. Наряду с выполнением производственных задач они участвуют в решении социальных проблем, вкладываются в развитие инфраструктуры.

Вокруг каждой компании сформировалась группа смежных предприятий и организаций, оказывающих услуги и поставляющих востребованную продукцию. Это и есть кластерный подход. Такая модель в ряде случаев требует межрегиональной кооперации и интеграции. Подтверждение тому – проекты «Енисейской Сибири». Кстати, во многом они нацелены как раз на глубокую переработку сырья.

– На одной из экспертных дискуссий форума предлагается обсудить пространственное развитие Сибири. Могут ли у нас появиться новые города?

– Строительство новых городов – это не самоцель. Развитие перерабатывающих отраслей, науки, приток населения – вот то, к чему нужно стремиться. Достигается это разными способами.

Вспомните советский период, когда города росли рядом с местами добычи полезных ископаемых или базирования промышленных объектов. Дивногорск, Железногорск, Зеленогорск, Бородино или Норильск – все они были созданы в ХХ веке волевым государственным решением.

Конечно, были и такие поселения в нашей стране, которые после закрытия градообразующих предприятий приходили в упадок. Но аналогичные примеры есть и на Западе. Американский Детройт когда-то был четвертым по населению в США, а потом деградировал из-за кризиса в автомобильной промышленности. Сейчас он вдвое меньше Красноярска.

Появление новых городов в Сибири напрямую зависит от приоритетов крупных компаний. Только они сегодня имеют достаточные возможности, чтобы запустить локальные генераторы экономики, которые будут способствовать притоку населения и деловой активности в смежных сферах.

У нас есть позитивные примеры. «Роснефть» развивает территориальные кооперационные связи. После экологической катастрофы 2020 года компания «Норильский никель» предусмотрела беспрецедентные вложения в непроизводственную инфраструктуру. Вкладываются в наши муниципальные образования и другие крупные предприятия.

– Как изменить отношение бизнеса к сырьевым регионам?

– Убежден, настоящее развитие Зауралья начнется только тогда, когда бизнес перестанет рассматривать эти территории как зоны присутствия. В своей работе предприятия должны придерживаться принципов экономической, экологической, социальной ответственности. Это сложная задача, она требует тотальной перестройки многих вещей.

Наши партнеры должны осознать свою роль в развитии сибирских регионов. Воспринимать их только как инструмент решения сиюминутных задач по извлечению прибыли просто недальновидно. Бизнесу надо разделить с властью ответственность за будущее страны.

Неслучайно я много говорю о переезде головных офисов крупных компаний к нам в край. За территорию присутствия ключевых активов топ-менеджмент должен болеть как за родную.

В феврале у меня была встреча с генеральным директором «РусГидро» Виктором Викторовичем Хмариным. Компания планирует завершить переезд в Красноярск к 2024 году. Уже ведем переговоры об инвестициях в социальную сферу. Энергетики хотят построить детский сад и школу в городе. Хороший почин. Есть и другие.

– Ситуацию, когда ресурсодобывающие компании закупают за рубежом современные технологии и оборудование, оставляя без заказов отечественное машиностроение, нельзя считать нормальной. Что нужно сделать, чтобы преодолеть разрывы между секторами экономики и между регионами нашей страны?

– Нужно смотреть в корень проблемы. При выборе поставщиков бизнес руководствуется принципами производственной и бюджетной эффективности, промышленной безопасности. Могут ли местные компании предложить замену используемого оборудования по конкурентной цене и сохранить при этом действующую технологическую цепочку? Как оказывается, не всегда.

В идеале бизнес должен заниматься «выращиванием» своих поставщиков – формулированием задач по инновациям, сопровождением их разработки с гарантией заказа при соблюдении условий «цена – качество».

Осваивая производство с нуля, необходимо предлагать аналоги с лучшими свойствами. Если машиностроительные предприятия к этому готовы, они получают заказы. И в крае такие примеры есть – ООО «НПЦ магнитной гидродинамики», ОКБ «Микрон», ООО «Про-Ток».

Отличный формат развития машиностроения – локализация производства через офсетные соглашения, когда по инициативе заказчика на территории его присутствия поставщик открывает свое производство. Яркий пример – РУСАЛ и компания «Хенкон». Таких проектов должно быть больше. На территории края потенциал, вне всяких сомнений, есть.

– В последние годы добыча полезных ископаемых в Сибири, и в нашем регионе в частности, растет в основном за счет запасов ранее известных месторождений. Каким образом можно увеличить объемы геологоразведки?

– В 2020 году расходы на геологоразведку достигли максимального показателя за последние девять лет – более 32 млрд рублей. По сравнению с 2019-м инвестиции в это направление выросли на 38 процентов. Речь идет о приросте запасов по сырой нефти и золоту. Золотодобыча традиционно развита в Красноярье. А нефтегазовая отрасль набирает темпы с начала нулевых.

– Внимание властей, бизнеса, красноярцев приковано к масштабному комплексному инвестиционному проекту «Енисейская Сибирь», о котором вы уже упомянули. Как идет его реализация?

– Достаточно активно. В прошлом году началось освоение Сырадасайского угольного месторождения. Сейчас там идет строительство морского порта Енисей, обогатительной фабрики, электростанции, вахтового поселка.

«Норильский никель» продолжает модернизацию Талнахской обогатительной фабрики и реализацию «Серного проекта». В 2021-м объявлено также об увеличении мощностей Надеждинского металлургического завода на 35 процентов.

«Полюс» ведет строительство пятой золотоизвлекательной фабрики на базе месторождения «Благодатное» мощностью по переработке руды 6 млн тонн.

Поддержаны первые заявки и бизнес-планы потенциальных резидентов Красноярской технологической долины.

На 55 процентов готов самый северный мост через Енисей в районе поселка Высокогорский. Уже в 2023 году край получит новую переправу, которая придаст импульс освоению Ангаро-Енисейского экономического района.

В стадию реализации вступает «Восток Ойл». В прошлом году завершены проектно-изыскательские работы по объектам нефтяного терминала «Порт Бухта Север», а также по системе транспорта нефти «Ванкор – Сузун».

Подчеркну, что одна из задач КИП «Енисейская Сибирь» – максимизация эффектов для экономики и социальной сферы. Речь идет о кооперации инвесторов с малым и средним бизнесом, научно-образовательным комплексом, рынком труда, социальными инициативами.

На конец минувшего года в реестре поставщиков и подрядчиков «Енисейской Сибири» состоит 380 компаний, заключено почти 330 контрактов на сумму более 7 млрд рублей. Общий объем услуг, оказанных научно-образовательным комплексом региона компаниям-инвесторам, составил более 430 млн рублей. Сейчас реализуется 30 совместных научных проектов.

Словом, инвестиции начинают работать. И это наряду с другими факторами дает весомый финансовый результат, о котором я уже говорил. Готовится беспрецедентная корректировка бюджета с серьезными вливаниями в инфраструктуру и социальную сферу.

Главное – помнить, что в центре всех преобразований должен быть человек. Рост экономических и финансовых показателей – лишь промежуточный итог. Конечная цель – улучшение качества жизни людей.

 

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это
Без рубрики
22 ноября 2024
Новые нормативы ТКО в крае: что изменится с 2025 года
В Красноярском крае продолжают наводить порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ключевой этап – внедрение новых нормативов накопления