В редакцию НКК часто обращаются читатели с жалобами на некачественный ремонт в автосервисах, швейных ателье, сапожных мастерских. Проблемы с машиной, дорогостоящей шубой или дизайнерскими сапогами после «оперативных вмешательств» отдельных мастеров могут проявиться не сразу, а спустя несколько месяцев. Иногда доказать, что вещь испорчена по вине конкретного специалиста, невозможно, потому что тот намеренно «маскирует» свои ляпы. Исправление ошибок влетает клиентам в копеечку. Разбираемся, как распознать бракодела на раннем этапе и вернуть свои кровные.
Тотальный контроль
Вероятно, каждый автовладелец хотя бы раз в жизни сталкивался с ремонтом или даже плановым обслуживанием автомобиля, после которого техника начинала работать или выглядеть, мягко говоря, хуже. Покрасили бампер, а он через месяц облупился. Залили масло, поменяли свечи, а двигатель «затроил». В этой сфере действительно хватает как откровенных халтурщиков, не умеющих работать, так и тех, кто намеренно обманывает клиентов, устанавливая дешевые или бывшие в употреблении запчасти вместо новых и оригинальных.
Кстати, именно подмена является одним из часто используемых приемов обмана в автосервисах. Мастер берет с клиента деньги за новый бензонасос, а ставит уже использовавшийся в другой машине. Эту деталь не увидишь без разборки авто, а потому водитель беззаботно катается и ни о чем не подозревает.
К чему может привести установка деталей секонд-хенд, все понимают. Ресурс такой детали ниже, чем у новой, соответственно, ее придется менять гораздо раньше. К тому же от работы некоторых агрегатов напрямую зависит безопасность движения – никто не даст гарантии, что неоригинальные, да еще и б/у тормоза отработают так же эффективно, как оригинальные, в экстренной ситуации.
Автопредприниматель Сергей Хохлов отмечает, что единственным способом обезопасить себя при проведении авторемонтов является тотальный контроль:
– Конечно, вряд ли у кого-то найдется время в течение всего дня следить за работой сервисмена. В случае если речь идет о каких-то скрытых деталях, требуйте мастера сделать фотографии установленного элемента. Ничего сложного в этом нет. Если отказывается, значит, что-то тут нечисто. Также стоит требовать упаковку от детали, чеки и наряд приемки работ. Если вы все делаете в гараже у дяди, то и результат может получиться соответствующего уровня, а спросить будет не с кого.
Сарафанное радио
Зачастую клиенты сами безответственно относятся к выбору специалиста. К примеру, красноярка Наталья В. сдала в ремонт дорогостоящую шубу в первое попавшееся швейное ателье, никогда не специализировавшееся на работе с такими изделиями. В итоге через несколько месяцев швы расползлись, а мех начал выпадать – вещь была безнадежно испорчена. Занятно, что мастер, который брался за работу, никогда в жизни не имел дела с шубами и даже не догадывался, что нарушает технологию. Оказывается, штопать рубашки и шубы не одно и то же.
Владелица одного из красноярских ателье Гульнара Провоторова, специализирующаяся на ремонте меховых изделий, рассказывает, что клиент вряд ли сможет самостоятельно определить уровень мастера и качество проделанного ремонта – снаружи все может быть хорошо, однако качество швов или проклейки шубы таково, что уже через год мех начнет буквально выпадать:
– Шуба может начать рваться как бумага, если ремонт был произведен неправильно. При этом никаких дефектов снаружи не видно. Все обнаруживается, когда клиент уже приносит изделие на переделку.
По словам Провоторовой, чтобы не исправлять брак, лучше обращаться в ателье, которые изначально специализируются на работе с меховыми изделиями. До сих пор актуален совет выбирать мастера по рекомендациям.
Пишем претензию
Если вы столкнулись с некачественным ремонтом – вещь безнадежно испорчена или потеряла часть своих потребительских свойств, – вначале нужно обратиться непосредственно к исполнителю услуги с претензией. Можно даже устной. Вдруг брак у мастера вышел случайно, и он готов исправить ошибку.
Ведущий юрисконсульт юридического агентства «Антикризисный центр» Павел Милованцев считает, что прежде всего нужно попытаться уладить спор с исполнителем:
– В случае брака можно считать работу фактически невыполненной. В таком случае потребитель вправе потребовать возврата уплаченной суммы. Нужно отметить, что порядочный исполнитель заказа первоначально должен осмотреть и сделать заключение, возможен ли ремонт в принципе. В ситуации, если ремонт невозможен (или сам мастер не в состоянии его сделать из-за отсутствия навыков или материалов), нормальный предприниматель уведомит об этом клиента. Максимум, за что может попросить в этом случае деньги предприниматель, – за саму консультацию. Конечно, первоначально это должно обговариваться.
Если же с исполнителем не удалось договориться, нужно писать письменную претензию. В ней указать, каким образом нарушены ваши права, что испорчено или сделано недолжным образом. Отправить документ заказным письмом в компанию с описью вложения и уведомлением о вручении. Квитанцию, которую выдадут на почте, сохранить.
По закону вам должны ответить в течение месяца. Однако если речь идет об уменьшении цены товара, компенсации расходов на исправление недоработок, возврате денег или возмещении убытков из-за некачественного товара, то рассмотрение должно длиться не более десяти дней.
Если по истечении этого срока вам не ответили, смело обращайтесь в региональное управление Роспотребнадзора.