Как живет приют для «девочек»

Как живет приют для «девочек»
Фото из архива приюта "Источник жизни"

Их принято называть «женщинами в трудной жизненной ситуации». Это и 19-летние беспомощные девчонки, и все видевшие 40-летние дамы. Их объединяет одно: дети на руках, отсутствие крыши над головой, одиночество и сложная жизненная история: наркотики, алкоголь, тюрьма, после которой некуда пойти. «Сама виновата», «зачем рожала» – вот что чаще всего они слышат, а помощь приходит от тех, кто сам прошел через это.

«Либо смерть, либо тюрьма»

Приют «Источник жизни» существует уже 8 лет. Это полностью инициатива одного человека. Когда-то Влада Кучеренко сама пережила сложный период в жизни, и теперь чувствует в себе силы, чтобы помогать другим. За эти годы через приют прошли больше 300 матерей с детьми-дошколятами. «Источник жизни» – хороший пример «частно-государственного партнерства»: Влада тесно сотрудничает с управлением социальной защиты Советского района. Сотрудники соцзащиты хорошо знают ее подопечных и всегда стараются помочь быстро. Неразбериха в документах – первое, с чем она сталкивается, когда в приют приходит новая «девочка» (а по-другому Влада своих не называет). За это время она, кажется, повидала все: у одной женщины, например, был еще советский паспорт. Точнее, в последний раз та получала документ, удостоверяющий личность, еще в Советском Союзе, а потом и его потеряла.

Соцзащита тогда сделала невозможное: за 10 дней женщине оформили временное удостоверение личности, и она смогла забрать из роддома ребенка. Без документов его, конечно же, не хотели отдавать.

Возможность воссоединиться с детьми – самое важное для самой Влады, да и для большинства девочек тоже. Здесь помогают устроиться на постоянную работу, получить прописку, а потом и забрать ребенка из детдома, где он оказался, потому что мама не могла обеспечить элементарных условий для жизни.

В приюте бывали времена, когда в трех комнатах одновременно жили 10 мам и 12 детей. Теперь у «Источника жизни» есть свой дом, в котором места хватит всем

«Меня зовут Марина, мне 41 год, – пишет одна из подопечных Влады. В группе приюта в одной из социальных сетей женщины делятся своими историями. Они очень похожи, но каждый раз у читающего щемит сердце. – Я рано начала взрослеть, дружила с ребятами старше меня, хотела самоутвердиться – начала совершать преступления и пробовать наркотики. Потом наркотики превратились в систему, в моей истории появились места лишения свободы, которые не исправили.

Появилась дочь, но изменить что-то не было ни сил, ни ресурсов. И когда поняла, что могу потерять ребенка, обратилась за помощью в социальный приют «Источник жизни», о котором узнала от знакомых.

Собрались и уехали вместе с папой ребенка: он – в центр реабилитации, а я – в приют для женщин с детьми, попавших в сложную жизненную ситуацию. И если бы мы не сделали этот шаг, то все закончилось бы либо смертью, либо тюрьмой».

У этой истории, как и у многих других, хороший конец: молодые родители сейчас живут в Кемерово – «в трезвости», как говорят завязавшие наркоманы. И самое главное – с ребенком.

Но у Влады нет иллюзий – спасти получается не всех: у организатора приюта своя копилка горестных историй, когда мамы собирали детей и уходили в никуда, в ночь. Кто-то срывался и опять начинал пить и наркоманить, кто-то загулял, и брошенного в приюте ребенка приходилось отдавать органам опеки. Но чем чаще случаются такие «исключения», тем больше хочется, чтобы у девочек жизнь вырулила на правильную дорогу. Право на это имеет каждая, считают в приюте.

Непростая бухгалтерия

Всю работу в доме мамы делают сообща: стирают, готовят еду… На время они на самом деле становятся одной семьей

Еще одна большая проблема, которую раз за разом приходилось решать Владе, – прописка мам. Нет прописки – нет детского пособия. Город имеет возможность помочь только временной пропиской в общежитии для попавших в сложную жизненную ситуацию, но это мера сиюминутная. До поры до времени Влада прописывала своих девчонок у себя, но после ужесточения законодательства половина ее частного дома на Рейдовой вдруг превратилась в резиновую квартиру. Прописывать мам в съемном жилье невозможно, поэтому каждый раз получение детских пособий – сложное уравнение со многими неизвестными. Сколько существует приют, столько Влада пытается найти для него постоянный дом. До настоящего момента они, кажется, опробовали все варианты: снимали 3–4-комнатные квартиры, частные дома, в один момент в трех комнатах приюта жили одновременно 10 мам и 12 детей. А куда деваться?

«Мечты сбываются, – написала на прошлой неделе на своей странице Влада. – Мы приобрели полдома и хороший участок земли под строительство приюта для женщин с детьми. На данный момент эта половина дома пока не пригодна для проживания, но главное, что теперь у нас есть собственное, а не арендованное помещение, где найдут приют и помощь многие женщины с детьми, попавшие в сложную жизненную ситуацию».

Это не просто радость: свое жилье – вопрос существования приюта. За последнюю квартиру они ежемесячно отдавали 20 тысяч рублей. Чтобы собрать на аренду, мамы отдают часть детских пособий и своих зарплат – девочки трудоустроены и работают. Но ведь это еще не все траты: нужно одевать и кормить детей. Тут, конечно, помогают неравнодушные граждане – вещей бывает настолько много, что приют готов делиться с нуждающимися. Большое подспорье и свой огород, на котором все лето растят, а потом на зиму заготавливают овощи. Но говорить о том, что мамы с детьми шикуют, не приходится.

– Поэтому я приняла решение и выкупила вторую половину своего дома, – делится Влада, которой ради этого пришлось взять на себя кредит. Но получается в любом случае выгоднее: вместо 20 тысяч ежемесячно приют будет отдавать 17 200, и так семь лет. – Другая половина два года стояла нежилой, и сейчас ее нужно капитально ремонтировать.

Работ настолько много, что другой бы испугался, но, похоже, желание дать приюту постоянную прописку сильнее обстоятельств. В доме нужны новые полы, окна, двери, уже получилось поменять нижние венцы у сруба и укрепить фундамент. На днях начнут копать яму под септик, а все работы, как надеется Влада, удастся завершить через пару месяцев. Новоселье здесь мечтают справить к Новому году. Сейчас в приюте живут три мамы с детьми, все они – выпускницы детских домов.

– Мне не жалко вкладываться в ремонт, потому что это – наше, – воодушевленно говорит Влада. – Мы уже столько вложили в ремонт съемных квартир, все делали по уму, потому что нельзя экономить, когда дети маленькие живут в квартире. Наша мечта, конечно, – построить большой новый дом на этом участке, чтобы в нем всем нашлось место. С деньгами трудновато, но я верю: люди помогут. Люди нам всегда помогали, даже когда мы сидели без копейки.

P. S.

Приют нуждается в помощи: требуются строительные, отделочные материалы, да и просто сильные мужские руки. По всем вопросам обращаться по тел. 8 913 04-000-51, Влада.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского