В конце февраля президент России Владимир Путин дал поручение председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву разработать и утвердить комплексный план мероприятий по улучшению экологической обстановки и снижению выбросов в атмосферу Красноярска. В начале марта край посетил министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, который провел совещание и побывал на ряде предприятий города. Итогом большой подготовительной работы должен стать документ, направленный на решение экологических проблем столицы края.
Экологическая обстановка в Красноярске обсуждалась на заседании профильного комитета краевого парламента. Депутаты заслушали отчет исполнительной власти о том, что сделано для реализации поручений президента и что можно предпринять в ближайшее время, чтобы ситуация с атмосферным воздухом в городе начала улучшаться.
Комплексный план
На заседании комитета и. о. министра экологии и рационального природопользования Владимир Часовитин представил предложения, разработанные ведомством на сегодняшний день. По его мнению, комплексный план должен содержать меры по улучшению ситуации не только в городе Красноярске, но и в крае в целом. В их числе перечень законодательных инициатив федерального уровня, например, в части ужесточения требований по снижению выбросов предприятиями в период неблагоприятных метеоусловий и ответственности за экологические преступления.
Следующий блок мер касается сокращения выбросов теплоэнергетических предприятий и от печного отопления. Так, по словам чиновника, необходимо в короткий срок закрыть в городе 30 малоэффективных котельных. Сюда же относится предложение по переключению предприятий малого и среднего бизнеса на крупные энергоисточники. Поступили в министерство предложения по сокращению выбросов от крупного бизнеса: РУСАЛа, Сибирской генерирующей компании, ЭВРЗ, компании «КрасКом», Красноярского цементного завода, Красцветмета. Кроме того, по поручению врио губернатора Александра Усса ведомство просчитало возможный вариант переноса ТЭЦ-1 за пределы Красноярска.
Ряд мер предлагается в отношении снижения выбросов в атмосферу от транспорта. Это обновление подвижного состава общественного транспорта (в том числе замена 1 400 автобусов низкого экологического класса), создание железнодорожного кольца вокруг города, развитие использования газомоторного топлива, строительство объектов транспортной инфраструктуры Красноярской агломерации, в частности, возобновление строительства метрополитена.
Важен эффект
Председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский отметил, что в предлагаемых мерах необходимо разграничить краткосрочную и долгосрочную перспективу. Он спросил чиновника, что будет сделано для улучшения экологической ситуации в ближайшее время, и предложил рассмотреть возможность субсидировать перевод частного сектора на современные виды топлива.
Депутат Елена Пензина напомнила об исследовании, проведенном в Красноярске новосибирскими учеными с привлечением голландских специалистов. Ученые определили влияние городской розы ветров на распространение выбросов промышленных предприятий. Елена Евгеньевна предложила при подготовке таких комплексных документов опираться на научные исследования.
Заместитель председателя комитета Сергей Толмачев отметил, что надо четко понимать, какой экологический эффект принесет каждое из предложенных мероприятий. На протяжении последних трех лет количество выбросов остается примерно на одном уровне: 194–196 тысяч тонн в год. Оно снизилось по сравнению с 2012 годом, когда составляло 294 тысячи тонн, но при этом значительно увеличилось число безветренных дней. Поэтому считать нужно не количество проведенных мероприятий по экологии, а установить в плане ключевые показатели эффективности – KPI, которые доходчиво покажут людям, к какому снижению выбросов ежегодно приведет, например, закрытие малых и средних котельных. Последнее депутат обозначил как одну из мер, которая даст результат уже в краткосрочной перспективе.
Также в ходе обсуждения прозвучало мнение, что администрация города недостаточно внимания уделяет вопросам озеленения Красноярска, и было предложено заслушать мэрию на одном из заседаний комитета.
Рекомендации депутатов будут включены в документ, который необходимо до 15 апреля сформировать и направить в Правительство Российской Федерации.
Логистика ТКО
На этом же заседании парламентарии обсудили проект закона об обращении с твердыми коммунальными отходами.
Напомним, что согласно федеральному закону № 89 регионы переходят на новую систему по обращению с твердыми коммунальными отходами. Власти субъектов РФ организуют работу в этой области, а транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО проводят региональные операторы. Делать это они будут в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами. Согласно схеме край поделен на 19 зон, в каждой из которых будет осуществлять свою деятельность региональный оператор, выбранный на конкурсной основе. Он, в свою очередь, будет заключать договоры с операторами, которые занимаются перевозкой отходов, владеют полигонами для захоронения и т. д.
В представленном проекте закона расписаны полномочия органов власти, функции региональных операторов и порядок их взаимодействия. Депутаты одобрили документ, который будет рассмотрен в первом чтении на сессии Законодательного собрания.
КОММЕНТАРИЙ
Александр СИМАНОВСКИЙ, председатель комитета по экологии и природным ресурсам Законодательного собрания края
– Согласно федеральному закону мы должны провести конкурсные процедуры по отбору региональных операторов до мая этого года. Но территории еще не готовы к этому. Поэтому мы предлагаем коллегам из Государственной думы и Совета Федерации перенести срок по конкурсным процедурам на 2019 год. Конечно, есть желающие заниматься мусором в городах – там, где это выгодно. Однако первые три конкурса, которые прошли в Канске, Зеленогорске и Лесосибирске, выявили мошеннические действия. Фирмы представили поддельные банковские документы, и по обращению министерства сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Изменения в федеральном законодательстве привели к тому, что ответственность за сбор мусора (а это оборудование площадок, установка баков) возложена на муниципалитеты, то есть на бюджет. Отдаленным сельским территориям это невыгодно. Для них должна быть отдельная программа на уровне Федерации, и госбюджет должен выделять на это деньги. Потому что если тариф на обращение с твердыми коммунальными отходами в городах может увеличиться ненамного, то по районам он может вырасти в разы. Мы не должны этого допустить.
Количество выбросов в Красноярске снизилось, но стало больше безветренных дней