Какие знаковые для города объекты обновят к 400-летию Красноярска

Какие знаковые для города объекты обновят к 400-летию Красноярска
Фото: Руслан Рыбаков

К масштабному юбилею Красноярска, который будет отмечаться в 2028 году, составлен рекомендуемый список объектов для реставрации. В нем около 50 памятников. Напомним историю, на наш взгляд, самых интересных из них.

Усадьба Сурикова: восстановление и центр в виде сундука

Этот маленький деревянный домик на улице Ленина – центр притяжения не только поклонников творчества художника, но и любителей особых, атмосферных мероприятий – здесь проводят Святки и встречают православные праздники.

Сейчас в усадьбе уже начались работы – причем запланирована не только реставрация.

В этом году подрядчики займутся разработкой научной проектно-сметной документации на ремонт – реставрацию флигеля усадьбы Сурикова и ограды с воротами, – рассказала Юлия Квашина, директор Музея-усадьбы В. И. Сурикова. – Планируется, что будет выполнено усиление фундаментов, замена штукатурки, приведение в порядок оконных ставень. Также предусмотрены ремонт и замена инженерных систем, обеспечивающих функционирование музея.

В планах – сделать из флигеля усадьбы, в котором пока находятся администрация и библиотека, настоящий детский центр, где можно будет приобщаться к русской культуре.

Также вскоре должно начаться строительство нового «Суриков-центра», где будут храниться внушительная коллекция произведений живописца, его личные вещи. За основу архитектурно-художественного решения авторы проекта взяли образ сундука Василия Сурикова, в котором тот хранил свои этюды и эскизы…

Усадьба Суриковых была передана музею Приенисейского края в 1932 году с частью мебели и некоторыми вещами. Но открыли дом для посетителей только в 1948 году после проведения реставрации. На церемонии открытия, которая состоялась спустя век со дня рождения Василия Сурикова, присутствовали дочь живописца Ольга и ее муж, художник Петр Кончаловский. Семья передала в фонды десятки произведений. На обороте некоторых работ написано: «Предназначается для дома Сурикова в Красноярске с тем, чтобы не передавать эту картину в другой музей».

До 50-х годов в бывшем сарае Суриковых размещалась художественная школа. А флигель, который был построен для арендаторов комнат, расселили только в 1978 году.

Братья Суриковы с внуками Мишей и Натальей Кончаловскими

Потом при участии и поддержке внуков художника по сохранившимся фотографиям были воссозданы баня, завозня – конюшня с двумя амбарами.

В 1983 году музей получил статус музея-усадьбы. В то время потомки живописца передали книги, ноты с его пометками и рисунками, а также траурные ленты с надгробия Василия Ивановича, которые бережно хранили многие годы.

Часовня на «горе тетивы тугого лука»

Первые жители Красноярска видели на Караульной горе, или сопке Кум-Тигей (в переводе с тюркского языка – «гора тетивы тугого лука»), обычную деревянную сторожевую вышку. Там за порядком зорко смотрели енисейские казаки.

Впоследствии, в 1805 году, появилась часовня, правда, деревянная, поставленная купцом Иваном Новиковым, по одной из версий – в честь 100-летия отражения последнего набега кочевников, по другой – в честь его чудесного спасения после того, как лодка, на которой он плыл, перевернулась. В 1840-х годах часовня сгорела.

Существующее сейчас здание построено в 1852–1855 годах на средства купца-золотопромышленника Петра Кузнецова по проекту архитекторов Якова Алфеева и Якова Набалова.

Почему часовня была освящена в честь именно Параскевы Пятницы? Существует версия, что якобы в тот день, когда ставили крест, горожане выловили в Каче икону этой святой. По другой версии, часовню назвали в честь девушки-казачки Параскевы, которая собирала ягоды на склоне Караульной горы, увидела захватчиков и подняла шум…

В истории часовни есть значимый эпизод, который связан с именем нашего художника Василия Сурикова.

О нем позднее написала его внучка Наталья Кончаловская в книге «Дар бесценный»:

В этот год Красноярск готовился к необычайному событию: седьмого августа ждали полного затмения солнца, которое бывает раз в сто лет. Установлено было, что лучшая точка наблюдения во всей России – красноярская Часовенная гора, и потому все астрономы мира съезжались в Красноярск… На Часовенной горе была построена целая обсерватория: бараки для хранения приборов, четыре наблюдательные будки, пятнадцать огромных масляных фонарей с рефлекторами. Василий Иванович, как известный художник, был тоже приглашен, чтобы «зарисовать это знаменательное событие.

Когда старый профессор-астроном спросит художника о впечатлениях, то получит ответ: «Это что-то апокалиптическое! Просто какая-то ультрафиолетовая смерть. Вот ужас-то! Конец мира напоминает…»

Этюд затмения впоследствии будет куплен дипломатом Николаем Пассеком. Но через какое-то время Суриков приедет в его имение и, оставив определенную сумму на столе, просто разорвет его. Предположительно, причиной такого поступка могла стать трагическая смерть его жены…

В 1970-х годах часовню отремонтировали, а в 1986 году она была взята под государственную охрану как памятник федерального значения. Часовня стала настоящим символом Красноярска и даже попала на купюру номиналом в 10 рублей. Несколько лет назад на прилегающей территории было выполнено благоустройство, установлен гранитный поклонный крест, сделано освещение. Сейчас в планах – установить большую удобную лестницу, которая бы вела на гору – имеющаяся находится не в лучшем состоянии.

Покровский храм: старейшее каменное здание

В далекие времена настоящим бедствием для Красноярска становились пожары, которые практически полностью уничтожали острог…

После очередного – в 1773 году – было решено вместо деревянной Покровской церкви построить каменную – ту самую, которую мы привыкли видеть напротив Дома быта. Место для строительства Покровской церкви было выбрано к северо-западу от деревянной – там, где размещалась старая «народная съезжая изба» (сейчас это угол пр. Мира и ул. Сурикова).
Прихожане жертвовали средства, помогали чем могли – доставляли кирпич и песок, подвозили бочки с водой, выполняли простые работы.

Основой композиции церкви стала продольная ось «восток – запад», в начале которой расположен полукруглый алтарь, а далее – непосредственно четверик здания, трапезная и колокольня. Такая планировка является традиционной для храмовых построек Центральной России и Урала, возводимых в XVII–XVIII веках, и называется «кораблик».

Вид здания того времени немного отличался от привычного нам – в храм вело крытое каменное крыльцо. Наружную стену – и это заметно по одной из старинных фотографий – украшали фрески…

В 1881-м церковь едва не сгорела снова – мужественно защищал храм церковный сторож, отставной солдат Евграф Терсков. Впоследствии его наградили серебряной медалью. С тех пор 18 апреля, в честь чудесного спасения от огня, каждый год проходил крестный ход.

Но в ХХ веке храм ждали не менее тяжелые потрясения – церкви начали закрывать. Покровский собор продержался до начала 30-х годов, а примерно с октября 1944-го там опять начали служить – во время войны такое было. Но недолго. В 60-х годах собор получил статус памятника федерального значения и был преобразован в скульптурную мастерскую.

В 70-х годах началась реставрация. Церковь превратилась в музей – к 350-летию города там открылась экспозиция «Красноярск: вчера, сегодня, завтра». И только в 1989 году ее вернули верующим…

После воссоздания Красноярской епархии храм получил статус кафедрального собора.

А почти через 20 лет, когда начали очередной ремонт – попытались обновить роспись, – случайно задели штукатурку. После того как она осыпалась, обнаружили фреску примерно конца XVIII века. Примечательно, что она посвящена празднику Покрова Божьей Матери, в честь которого и освящали храм. Еще одно чудо произошло почти десять лет спустя – в марте 2017 года, на День торжества православия, в начале Великого поста, когда обновляли лепнину – хотели ее подкрасить. И точно так же осыпалась штукатурка, а под ней обнаружился образ Спаса Нерукотворного…

Возможно, что старинный храм, которому уже исполнилось 240 лет, хранит еще немало сюрпризов. О них станет известно, когда все же начнутся реставрационные работы.

Сад Крутовского: яблоня из Новой Зеландии плодоносит до сих пор

Плодовый сад в несколько гектаров, заложенный около 120 лет назад на берегу Енисея, стал настоящей достопримечательностью.

В самом начале ХХ века участок земли приобрел известный в то время в Красноярске врач Владимир Крутовский для своего брата Всеволода, который изучал науку выращивания плодовых деревьев в европейских странах.

Он занялся интродукцией* деревьев и кустарников – в его саду приживались уссурийские сливы и амурский виноград, но одним из основных направлений его работы стало выращивание культурных сортов яблони. Как быть с теплолюбивыми европейскими сортами? Чтобы защитить их от вымерзания, была разработана особая форма кроны – стланцевая. Каждый год ее обрезали, а ветки прижимали к почве металлическими крючками. Зимой такое необычное деревце полностью оказывалось под снегом, не подмерзало и могло принести богатый урожай.

Своим опытом Всеволод Крутовский охотно делился – в 1926 году вышла его книга «Как крестьянину Средней Сибири устроить плодовый сад», где он рассказал о прививках и выборе сортов. После его смерти в 1945 году сад стал приходить в упадок: он передавался различным ведомствам плюс началось строительство автодороги…
В конце 80-х годов сад передали Сибирскому технологическому институту (сейчас это СибГУ имени М. Ф. Решетнёва). Научные сотрудники провели инвентаризацию, продолжили работу по интродукции растений.

Сейчас дача Крутовского, плодовые деревья, которые растут на верхней и нижней террасах сада, – все это считается объектами культурного наследия, – поясняет Наталья Моксина, кандидат сельскохозяйственных наук, заместитель директора Ботанического сада имени Крутовского. – Уникально то, что плодовые деревья, которые были высажены в начале прошлого века, до сих пор плодоносят. Подобные отдельные экземпляры еще можно найти, но таких садов, как у нас, в таком масштабе просто нет.

Сохранилась яблоня новозеландского сорта «бисмарк», который был привезен из Новой Зеландии в Европу, а уже оттуда к нам, в Сибирь.

А еще – несколько сортов селекции Крутовского: «аврора», «красноярская красавица» – и селекции, наверное, самого известного садовода в России – Мичурина: «пепин-китайка», «антоновка шафранная»…

За черенками в сад Крутовского когда-то обращались даже из Московского аграрного университета имени Тимирязева.

А вообще, научные сотрудники мечтают о том, что когда-нибудь на этом месте появится музей сибирского садоводства: сохранились некоторые вещи Крутовского, его записи.

* Интродукция – переселение отдельных видов и форм растений в местности, где они раньше не росли.

Фото: Руслан Рыбаков, Константин Виноградов, Евгений Киселев, Александр Кузнецов, из архива Красноярского краеведческого музея

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 мая 2025
Какой праздник отмечают 14 мая в православной церкви
Сегодня, 14 мая, православная церковь почитает память одного из четырех великих ветхозаветных пророков святого Иеремии. Кто такой пророк Иеремия Иеремия
Без рубрики
13 мая 2025
Какой праздник отмечают в православии 13 мая
Сегодня, 13 мая, в православной церкви почитают память одного из первых апостолов Иакова Зеведеева (44). Он был призван Христом с
Без рубрики
13 мая 2025
Месяцы, опаленные войной: Сентябрь 1942-го
В историю России навечно вписаны 48 огненных месяцев 1941–1945 годов – столько длилась Великая Отечественная война. В юбилейный год мы рассказываем