Каким специальностям в области ИТ-технологий можно обучаться в крае

Каким специальностям в области ИТ-технологий можно обучаться в крае
Фото: Руслан Рыбаков

Информационные технологии все быстрее и прочнее проникают в нашу повседневную жизнь. Профессии, связанные с IT-разработками, стали сегодня не просто востребованными, но и необходимыми. При этом перечень IT-специальностей ширится в геометрической прогрессии. Параллельно растут и престижность таких профессий, и заинтересованность абитуриентов. У красноярских школьников в этом плане широкие возможности: обучение по информационным направлениям есть в каждом вузе столицы края. Такие условия для обучения создаются в том числе по нацпроектам «Кадры», «Экономика данных и цифровая трансформация государства».

IT – для всех сфер науки

Наибольший выбор, конечно, предоставляет Сибирский федеральный университет. По итогам прошлого года СФУ занял девятое место в стране в рейтинге вузов цифровой экономики.

Ответом на новые технологические вызовы, развитие производств, индустрий неизбежно становится рост популярности технического образования. Новые инженерные профессии характеризуются высокой долей soft-skills* и усиленными цифровыми компетенциями. Наш университет способен во многом закрывать растущую потребность. В этом году у нас около шести тысяч бюджетных мест. Свыше 60 % из них – это инженерные направления и IT, – рассказал ректор СФУ Максим Румянцев.

IT-специалистов готовят в самых разнообразных направлениях, их десятки. При этом необязательно поступать в специализированные институты, где можно получить базовое IT-образование. Кроме непосредственно «Информатики и вычислительной техники», согласно перечню Минцифры, к таким направлениям относятся и «Инноватика», и «Специальные радиотехнические системы», и другие.

Более всего цифровизация сегодня востребована в бизнесе и экономике: информационные технологии оптимизируют бизнес-процессы, увеличивают производительность и конкурентоспособность компаний. Также большой запрос на айтишников есть у государственных административных структур. И, разумеется, без них немыслимо развитие науки, образования и медицины.

Кстати, нужны такие специалисты и на гуманитарно-прикладных направлениях. Например, в Сибирском федеральном действует кафедра информационных технологий в креативных и культурных индустриях, где студенты обучаются трехмерному моделированию, видеомонтажу, полиграфическому дизайну, разработке мобильных приложений и программированию – сейчас эти технологии востребованы повсеместно. Кроме этого, в полном объеме изучаются методы продвижения созданных продуктов (включая SMM и веб-аналитику) и их защиты (авторское и цифровое право).

Фото: sfu-kras.ru

Востребованы сейчас и специалисты, которые способны создавать VR-тренажеры для обучения работе на промышленных производствах, виртуальные туры по городам и предприятиям края, мобильные приложения различной направленности.

Одна из таких разработок, например, VR-тренажер для тренировок по следж-хоккею для людей с ограниченными возможностями здоровья. Его можно использовать не только в реабилитационных учреждениях, спортивных секциях, но и для тренировок в домашних условиях.

Знания – только с цифровизацией

Информационные технологии в образовании стали развиваться особенно быстро в течение нескольких последних лет. Свою положительную роль в этом сыграла пандемия: с возможностями дистанционного образования ознакомились и дети, и их родители. Сегодня школы и вузы оцифровываются в буквальном смысле, и требования к их цифровизации только возрастают. Речь идет не только о материальном информационном оборудовании (планшеты, различная оргтехника, новейшие визуальные системы и т. д.), но и о программном обеспечении (электронные журналы, учебники, образовательные курсы, приложения и др.).

Наши вузы подходят к этому вопросу серьезно. Например, в Красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева у будущих педагогов есть возможность обучаться на кафедре информатики и информационных технологий в образовании. Преподаватели и студенты уверены: сегодня образовательная деятельность без специальных средств современных информационно-коммуникационных технологий не результативна. В 2021 году здесь создали технопарк универсальных педагогических компетенций, в котором работают лаборатории робототехники и программирования, педагогического дизайна и виртуальной реальности, тестологии и педагогических измерений и другие.

Искусственный интеллект на страже здоровья

Медицина без информационных технологий осталась давно в прошлом. С этим согласны все – и врачи, и пациенты. В Красноярском государственном медицинском университете с 2010 года работает кафедра медицинской кибернетики.

– Термин «кибернетика» ввел еще Платон и обозначил его как «наука об управлении». И действительно, главное направление, по которому занимаются наши студенты, – это организация системы здравоохранения, которая включает в себя сбор и анализ статистических данных, медучет, расчеты демографических показателей и так далее. Это одна из специальностей, без которой сегодня невозможно развитие российской экономики, – говорит декан медико-психолого-фармакологического факультета, завкафедрой медицинской кибернетики и информатики Константин Шадрин.

Еще одно направление работы кафедры – подготовка специалистов по компьютерной, в том числе дистанционной, диагностике. Будущие специалисты изучают новейшие системы и диагностические приборы, пользуются различными программами для УЗИ, рентген- и радиоисследований.

Знание компьютерных технологий делает медиков-кибернетиков незаменимыми специалистами в научных исследованиях. В основном речь идет о применении технологий искусственного интеллекта в здравоохранении – в особенности автоматического анализа медицинских изображений или, к примеру, в создании технологий расчетов распространения вирусных заболеваний в пределах региона.

Одна из задач нацпроекта «Кадры» – качественно и оперативно готовить специалистов под потребности работодателей благодаря скоординированной работе образовательных учреждений, компаний и государства. Поддерживать развитие школьников и студентов, чтобы они получали актуальное образование, стали профессионалами в своем деле и были готовы работать в условиях экономики XXI века. А экономику нашего времени уже невозможно представить без цифровой среды. Поэтому нацпроект «Кадры» тесно связан с нацпроектом «Экономика данных и цифровая трансформация государства». По словам главы российского правительства Михаила Мишустина, стране необходимо обрести технологический суверенитет, продвигать отечественные IT-решения. Поэтому сейчас ведется активная подготовка IT-специалистов, развиваются искусственный интеллект, квантовые технологии.

*soft-skills – это умение решать задачи, не связанные с выполнением должностных обязанностей, но влияющие на качество работы. Они также называются гибкими, или мягкими, навыками.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
27 апреля 2025
Новая жизнь выставки – она объединит прошлое, настоящее и будущее региона
Стенд Красноярского края, прославившийся на международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ в Москве, обрел новую прописку – теперь он открыт в
Без рубрики
27 апреля 2025
Бывшие в употреблении сим-карты нужно откреплять от «Госуслуг» и банковских приложений
Оказывается, далеко не каждый осведомлен о таком правиле операторов сотовой связи: неиспользуемый абонентский номер спустя полгода спокойно переходит в свободную
Без рубрики
26 апреля 2025
Родительский день в России 29 апреля: даты, традиции и духовный смысл
Родительский день — это особое время в православном календаре, когда верующие поминают усопших близких. В отличие от светских дней памяти, таких