Информационные технологии все быстрее и прочнее проникают в нашу повседневную жизнь. Профессии, связанные с IT-разработками, стали сегодня не просто востребованными, но и необходимыми. При этом перечень IT-специальностей ширится в геометрической прогрессии. Параллельно растут и престижность таких профессий, и заинтересованность абитуриентов. У красноярских школьников в этом плане широкие возможности: обучение по информационным направлениям есть в каждом вузе столицы края. Такие условия для обучения создаются в том числе по нацпроектам «Кадры», «Экономика данных и цифровая трансформация государства».
IT – для всех сфер науки
Наибольший выбор, конечно, предоставляет Сибирский федеральный университет. По итогам прошлого года СФУ занял девятое место в стране в рейтинге вузов цифровой экономики.
Ответом на новые технологические вызовы, развитие производств, индустрий неизбежно становится рост популярности технического образования. Новые инженерные профессии характеризуются высокой долей soft-skills* и усиленными цифровыми компетенциями. Наш университет способен во многом закрывать растущую потребность. В этом году у нас около шести тысяч бюджетных мест. Свыше 60 % из них – это инженерные направления и IT, – рассказал ректор СФУ Максим Румянцев.
IT-специалистов готовят в самых разнообразных направлениях, их десятки. При этом необязательно поступать в специализированные институты, где можно получить базовое IT-образование. Кроме непосредственно «Информатики и вычислительной техники», согласно перечню Минцифры, к таким направлениям относятся и «Инноватика», и «Специальные радиотехнические системы», и другие.
Более всего цифровизация сегодня востребована в бизнесе и экономике: информационные технологии оптимизируют бизнес-процессы, увеличивают производительность и конкурентоспособность компаний. Также большой запрос на айтишников есть у государственных административных структур. И, разумеется, без них немыслимо развитие науки, образования и медицины.
Кстати, нужны такие специалисты и на гуманитарно-прикладных направлениях. Например, в Сибирском федеральном действует кафедра информационных технологий в креативных и культурных индустриях, где студенты обучаются трехмерному моделированию, видеомонтажу, полиграфическому дизайну, разработке мобильных приложений и программированию – сейчас эти технологии востребованы повсеместно. Кроме этого, в полном объеме изучаются методы продвижения созданных продуктов (включая SMM и веб-аналитику) и их защиты (авторское и цифровое право).

Фото: sfu-kras.ru
Востребованы сейчас и специалисты, которые способны создавать VR-тренажеры для обучения работе на промышленных производствах, виртуальные туры по городам и предприятиям края, мобильные приложения различной направленности.
Одна из таких разработок, например, VR-тренажер для тренировок по следж-хоккею для людей с ограниченными возможностями здоровья. Его можно использовать не только в реабилитационных учреждениях, спортивных секциях, но и для тренировок в домашних условиях.
Знания – только с цифровизацией
Информационные технологии в образовании стали развиваться особенно быстро в течение нескольких последних лет. Свою положительную роль в этом сыграла пандемия: с возможностями дистанционного образования ознакомились и дети, и их родители. Сегодня школы и вузы оцифровываются в буквальном смысле, и требования к их цифровизации только возрастают. Речь идет не только о материальном информационном оборудовании (планшеты, различная оргтехника, новейшие визуальные системы и т. д.), но и о программном обеспечении (электронные журналы, учебники, образовательные курсы, приложения и др.).
Наши вузы подходят к этому вопросу серьезно. Например, в Красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева у будущих педагогов есть возможность обучаться на кафедре информатики и информационных технологий в образовании. Преподаватели и студенты уверены: сегодня образовательная деятельность без специальных средств современных информационно-коммуникационных технологий не результативна. В 2021 году здесь создали технопарк универсальных педагогических компетенций, в котором работают лаборатории робототехники и программирования, педагогического дизайна и виртуальной реальности, тестологии и педагогических измерений и другие.
Искусственный интеллект на страже здоровья
Медицина без информационных технологий осталась давно в прошлом. С этим согласны все – и врачи, и пациенты. В Красноярском государственном медицинском университете с 2010 года работает кафедра медицинской кибернетики.
– Термин «кибернетика» ввел еще Платон и обозначил его как «наука об управлении». И действительно, главное направление, по которому занимаются наши студенты, – это организация системы здравоохранения, которая включает в себя сбор и анализ статистических данных, медучет, расчеты демографических показателей и так далее. Это одна из специальностей, без которой сегодня невозможно развитие российской экономики, – говорит декан медико-психолого-фармакологического факультета, завкафедрой медицинской кибернетики и информатики Константин Шадрин.
Еще одно направление работы кафедры – подготовка специалистов по компьютерной, в том числе дистанционной, диагностике. Будущие специалисты изучают новейшие системы и диагностические приборы, пользуются различными программами для УЗИ, рентген- и радиоисследований.
Знание компьютерных технологий делает медиков-кибернетиков незаменимыми специалистами в научных исследованиях. В основном речь идет о применении технологий искусственного интеллекта в здравоохранении – в особенности автоматического анализа медицинских изображений или, к примеру, в создании технологий расчетов распространения вирусных заболеваний в пределах региона.
Одна из задач нацпроекта «Кадры» – качественно и оперативно готовить специалистов под потребности работодателей благодаря скоординированной работе образовательных учреждений, компаний и государства. Поддерживать развитие школьников и студентов, чтобы они получали актуальное образование, стали профессионалами в своем деле и были готовы работать в условиях экономики XXI века. А экономику нашего времени уже невозможно представить без цифровой среды. Поэтому нацпроект «Кадры» тесно связан с нацпроектом «Экономика данных и цифровая трансформация государства». По словам главы российского правительства Михаила Мишустина, стране необходимо обрести технологический суверенитет, продвигать отечественные IT-решения. Поэтому сейчас ведется активная подготовка IT-специалистов, развиваются искусственный интеллект, квантовые технологии.
*soft-skills – это умение решать задачи, не связанные с выполнением должностных обязанностей, но влияющие на качество работы. Они также называются гибкими, или мягкими, навыками.