Сегодня, 1 марта, православная церковь чтит память святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского. Этот архипастырь-подвижник отличался настоящей любовью к ближним и неослабной ревностью в вере.
Кто такой святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский
Родился в 1835 году в селе Шапкино Владимирской губернии. Был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма Андрея Парвицкого (фамилию Невский будущему святителю дали в Тобольской семинарии). Новорожденный был настолько слаб, что в ожидании скорой смерти его срочно окрестили с именем Михаил и положили под иконами умирать.
Но он выжил. Это было первое чудо в его жизни, в которой подобные спасения происходили не раз.
Семья была очень бедной, особенно нищенствовала после того, как сгорел дом. Несколько месяцев жить пришлось в тесной церковной сторожке. Хлеба не хватало, иногда детям приходилось есть даже цветы клевера. Но атмосфера в семье была поистине христианской. Бедность и нищета научили отрока с терпением переносить жизненные лишения.
В 1843 году Андрей Парвицкий в надежде на лучшую долю переселился с семьей в Тобольск, но не получил место диакона, на которое рассчитывал, и переехал в село Верх-Ануйское.
А Михаил поступил в Тобольскую духовную семинарию. Он тяжело переживал разлуку с любимой матерью. Стал стремиться к уединению и много читал Священное Писание и святоотеческие творения. В 1854 году он одним из лучших окончил духовную семинарию и мог продолжить учебу в академии, но с благословения родителей поступил в Алтайскую Миссию.
Что такое миссионерская деятельность
Новоначальному работнику миссии сначала никак не давался язык местных жителей. Но по молитвам через несколько месяцев он уже очень хорошо освоил его, чему очень удивлялись в искренне полюбившей его семье переводчика алтайца Михаила Чевалкова. Вместе они занялись переложением священных книг на язык Алтая.
Миссионер — страдалец, он страдает душой в начале служения своего от среды, в которую попадает, там нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки. Среди инородцев, сперва чуждых для него по языку, по обычаям, чужой и для них, он чувствует иногда ужасную истому от одиночества…
Немалую тугу для миссионера составляет недостаток материальных средств. Одежда у них была столь убога, что когда они были посылаемы в ближайший город по делам миссии, то городские жители тотчас узнавали явившегося по одежде его, что он из миссии: на подоле рукава дырявые, сапоги таковые же, — вспоминал Владыка Макарий о тех годах.
Миссионерскому служению молодой проповедник посвятил себя всецело. Все время он проводил в далеких аилах, проповедуя истинную веру.
Как относились к святителю Макарию алтайцы
В марте 1861 года он принял монашеский постриг с именем Макарий, был рукоположен в иеродиакона, затем в иерея. После этого направлен на миссионерское служение в Чемальский стан.
Нищета, жалкий быт, отсутствие образования, врачебной помощи, суеверия, сугубо прагматичное отношение к религии — трудно было таким людям открывать духовную высоту истинной веры. Отец Макарий нередко действовал как врач. Хотя знания его были весьма простые, аптечка скудной, он облегчал состояние занемогших, восполняя недостаток медицинских средств усиленной молитвой. И творил чудеса.
В одном аиле вылечил от оспы ребенка, в другом — больного с запущенной гангреной, на котором врачи уже поставили крест. Заклинания местных знахарей тоже не помогли. Когда алтаец выздоровел, принял Крещение.
На помощь страждущему миссионер спешил несмотря ни на погоду, ни на свои немощи и всегда с любовью.
О. Макарий обладает каким-то особым секретом располагать и притягивать к себе всех, с кем он встречается. Он не просто проповедует. Он входит в подробности жизни ближнего, знакомится с его нуждами, а затем уже просвещает его… Даже когда он нездоров и его лихорадит, он не бережет себя: служит, проповедует, лечит, — писали о его миссионерском служении современники.
Молодой проповедник мог встать посреди озверелой толпы и усмирить ее проповедью, войти к безнадежно больному опасной инфекцией, спасти жизнь язычника, рискуя своей.
Игумен Макарий снискал среди населения Алтая такую любовь, что был у них не только пастырем-учителем, но и судьею совести. А его духовные стихи знали там и до сих пор знают наизусть почти все дети, — рассказывал будущий митрополит Нестор (Анисимов).
Благодаря трудам о. Макария – перевод, корректура, редактура, правка, работа в типографии — были напечатаны первые книги на алтайском языке. Среди них Литургия св. Иоанна Златоуста, Священная история Нового Завета, Воскресные Евангелия, читаемые на литургии и другие богослужебные книги.
Вместе с Михаилом Чевалковым в 1868 году он составил алтайскую азбуку. В Чопоше организовал училище на семьдесят человек с общежитием.
В 1875 году в сане игумена он стал помощником начальника Алтайской миссии. Через пять лет возглавил миссию и исполнял это послушание образцово.
Его соратник Иннокентий (Соколов), архиепископ Бийский, позже писал так:
Самая строгая справедливость требует сказать при сем, что каждое из мест, на кои ставился почивший, тотчас возвышалось от лица его и обращало на себя общее внимание. Не только собратия по званию, не только начальники и архипастыри, но самые инородцы почитали его одним из редких людей своего края.
В феврале 1884 года уже архимандрит Макарий был рукоположен в епископа Бийского, а в 1891-м определен епископом Томским и Семипалатинским. В этой масштабной епархии Владыка продолжил миссионерскую деятельность.
Владыка отзывался в своих проповедях на все сколько-нибудь значимые общественные события. Слово его было настолько проникновенно и весомо для слушателей, что замирала даже тысячная аудитория.
Особой заботой Владыки была подготовка пастырей и наставников. Вникал он и в материальные нужды учебных заведений, а также преподавателей и воспитанников. Развивал дело благотворительности: строил приюты для бедных и бездомных, организовывал попечительские общества, жертвовал крупные суммы.
6 мая 1906 года Владыка был возведен в сан архиепископа. 25 ноября 1912 года Николай I издал «Высочайший рескрипт о назначении Архиепископа Томского на Московскую Митрополию». Богатый миссионерский опыт Владыки Макария в документе указан государем как главная причина его назначения.
Митрополит Московский
77-летний архиепископ принял на себя труды по управлению Московской митрополией. Это было делом его жертвенного служения Церкви. Близко знавшие Владыку люди свидетельствуют, что он никогда не стремился занять высокое положение, ничего не видел пред собою, кроме славы Божией и спасения людей.
Митрополит Макарий старался по-апостольски наставлять подчиненных ему священнослужителей в благочестии, сам являясь образцом. Он никогда не допускал в храме усмешки, лишнего слова, тем более суеты, бытовых разговоров. И, несмотря на свой возраст, был деятелен, интересовался всеми сторонами жизни епархии.
Многие пастыри не пасут вверенного им стада, хотя одеваются шерстью и питаются молоком от него… Многие пастыри небрежно относятся к своим пастырским обязанностям: некоторые редко совершают богослужения, особенно литургию, а иные, хотя и служат в церкви, но весьма небрежно, неохотно, в храме так все убого, уныло, что пасомые охладевают к вере и перестают посещать богослужения… — скорбел он в одном из архипастырских посланий.
В 1917 году, после образования Временного правительства революционные власти начинают грубо вмешиваться в жизнь церкви. Митрополита Макария Московского, воспользовавшись лжесвидетельствами, против воли отправляют на покой в связи с преклонным возрастом. Ему не разрешают жить в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, требуют покинуть и Зосимову Смоленскую пустынь. Фактически заточают в подмосковном Николо-Угрешском монастыре. Вначале огорченный, старец позже с радостью прощал всех приходящих к нему.
В 1920 году Владыка был частично парализован. Но и болезнь не заставила его отказаться от подвижнической жизни. Вставая в половине пятого, он читал утренние молитвы, дневной Апостол, Евангелие, толкование, синодик, 3, 6 и 9-й часы и садился за работу. В 7 часов молился за Литургией. После скромного завтрака вновь трудился. В праздности не проводил ни единого часа.
В феврале 1926 года святитель тихо предал дух свой Господу.
В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополит Макарий был причислен к лику святых.
Что еще празднует церковь 1 марта
1 марта православная церковь чтит память мучеников Памфила пресвитера, Валента диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии, мучеников Персидских в Мартирополе, преподобного Маруфа, епископа Месопотамского, Собор святых Новосибирской митрополии.
Продолжается мясопустная или сырная седмица – из трапезы исключается мясо.