Сегодня, 13 марта, православная церковь почитает память Николая Салоса, Христа ради юродивого, Псковского, одного из самых известных блаженных Русской Православной Церкви XVI века.
Кто такой Николай Салос
История сохранила совсем немного подробностей жизни этого блаженного. Он почитается верующими, как провидец и чудотворец. Его еще при жизни считали святым, называя Микула Свят, Никола Салос. По некоторым данным, записи совершенных им подвигов и чудес были, но оказались утраченными. Все авторы, составлявшие жития Николая Салоса, рассказывают одно и то же предание о том, как юродивый защитил родной Псков.
Родился он в конце XV века и жил в Псковской земле. Уже в молодости принял подвиг юродства Христа ради. Отсюда и прозвище Салос. Это греческое слово можно истолковать, как «колеблющийся», «хаотичный», а по отношению к людям, то что у славян называлось «юродивый», «уродивый» или «урод», то есть безумец. Юродивые ради Христа безумными на самом деле никогда не были. Они принимали вид людей не от мира сего, чтобы бороться со своей гордыней, терпя гонения и насмешки, и быть свободными в высказываниях. За свой подвиг они часто получали провидческий дар, могли быть целителями, совершать чудеса, бороться с наваждениями.
Во всех житиях говорится, что Николай Салос ходил по улицам Пскова почти нагим, даже зимой, спокойно переносил морозы и вел себя крайне эксцентрично. Он мог внезапно обругать человека, вслух разоблачать грехи, но мог и давать мудрые советы. Многие псковитяне почитали его как святого, верили в его слова.
В 1570 году Иван IV устроил в Новгороде, который царь считал землей изменников, резню и пожары. Такой же казни он собирался предать и Псков, в который пришел во время Великого поста.
Никола Салос посоветовал псковскому воеводе Токмакову с почетом принять государя, расставив на улицах по обычаю столы с хлебом-солью.
Как свидетельствует Псковская летопись,
прииде царь… с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити.
Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома у накрытых столов. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Никола, как дитя верхом на палке, скача будто на коне, и закричал царю:
Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови.
Царь приказал поймать юродивого, но тот успел скрыться.
После службы в главном городском храме у царя улучшилось настроение, и он пошел к Николе Салосу в келью, чтобы получить благословение блаженного.
Встретив царя, блаженный сказал:
Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежати.
Кроме того, юродивый предложил Грозному на угощение окровавленный кусок мяса.
Я христианин и не ем мяса в пост, – сказал царь.
Ты пьешь кровь человеческую, – отвечал ему на это блаженный, ругая царя, чтобы тот прекратил убийства и не грабил псковские церкви.
Но Иван Васильевич не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, после чего, по пророчеству святого, пал лучший конь царя. Испуганный сбывшимся пророчеством, Грозный приказал остановить грабеж и бежал из города. Опричники, свидетели этого, писали:
Могущественный тиран… ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов.
Датой смерти юродивого считают 28 февраля по старому стилю (13 марта, н. ст.) 1576 года. Похоронен он близ Троицкого собора в Пскове. Со временем его могила стала местом паломничества, а народная память сохранила множество рассказов о чудесах, происходивших там.
Считается, что Николай Салос и в дальнейшем продолжал покровительствовать родной земле. Спустя всего 5 лет после его кончины, в 1581 году, при осаде Пскова войсками польского короля Стефана Батория, кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом святых, молившихся за город, среди которых был и блаженный Николай.
Официально Николай Салос был канонизирован в XIX веке как местночтимый святой Псковского края.
Что еще празднуется в церкви в этот день
13 марта — день Девпетерувской иконы Божией Матери, чудотворного образа «Умиление», явленного в 1392 г. Происхождение названия и подробности явления иконы неизвестны. Старинный список с нее утрачен.
Также в этот день почитается память священномученика Нестора, епископа Магиддийского, преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, преподобных жен Марины и Киры, священномученика Протерия, патриарха Александрийского, преподобного Иоанна, нареченного Варсонофием, епископа Дамасского, отшельника Нитрийского, преподобного Василия исповедника, преподобномученика Феоктириста, игумена Пеликитского, священномученика Арсения, митрополита Ростовского.
Продолжается вторая неделя Великого поста. По строгому монастырскому уставу в этот день допускается сухоядение. Однако, напомним, не каждому допустимо поститься, как монаху, многим людям такой строгий пост категорически запрещен. Так что прежде нужно посоветоваться с духовником или священником своего прихода. Обычно же верующие на весь Великий пост отказываются от пищи животного происхождения и рыбы.



