Сегодня, 17 мая, православная церковь почитает память священномученика Николая Тохтуева, прошедшего через репрессии и застенки НКВД, но сохранившего совесть незапятнанной.
Кто такой священномученик Николай Тохтуев
Священномученик Николай Тохтуев родился 9 мая 1903 года в заводе Бымовский Осинского уезда Пермской губернии (современное село Бым Кунгурского района Пермской области) в крестьянской семье. Род Тохтуевых происходил от крещеных татар, которые поселились в уезде в первой половине ХVIII века.
Отец его, Василий Николаевич, был трудолюбивым земледельцем и хорошим хозяином, многодетным отцом. Крестьяне, уважая за высокую нравственность, справедливость, энергию и трудолюбие, с тридцати лет несколько раз избирали его волостным старшиной и даже депутатом в 1-ю Государственную Думу от Осинского уезда.
Огромное влияние на воспитание Николая оказала его мать, Мария Матвеевна. Глубокая вера руководила всей ее жизнью. В глазах окружающих она была настоящей подвижницей. Ни разу никто не слышал от нее грубого или раздраженного слова даже повышенного тона. Она целыми днями трудилась, погруженная во множество повседневных забот, но трудилась с радостью. Вечером она последняя укладывалась спать, перед этим, стоя перед иконами на коленях, долго молилась.
Близость к Белгородскому монастырю, бывшего одним из ярких духовных явлений того времени на Урале, привлекала в Бымовский завод множество паломников, которых Мария Матвеевна принимала их у себя, что оказало большое влияние на детей.
Николай Тохтуев окончил училище псаломщиков при Архиерейском доме в Перми и был назначен в Свято-Троицкую церковь в селе Ашапа. Затем служил в других храмах. В январе 1925 года епископ Кунгурский Аркадий (Ершов) за уникальный по красоте мощный бас позвал его служить в Градо-Кунгурский Успенский кафедральный собор.
Мученичество
Сотрудники ОГПУ вели наблюдение за всеми священнослужителями: одних арестовывали, других склоняли к сотрудничеству, третьих принуждали оставить служение.
Протодиакона Николая также вызвали в ОГПУ за слова о том, что духовенство душат налогами. Под угрозой ареста ему предложили дать подписку о сотрудничестве. Подписку протодиакон дал, но сотрудничать не стал.
В 1931 году Василия Николаевича лишили избирательных прав как бывшего члена Государственной Думы, и двое его сыновей, один из которых протодиакон Николай, как дети лишенца, были отправлены в тыловое ополчение, условия жизни в котором мало чем отличались от лагерных.
В январе 1933-го протодиакона поместили в кунгурскую тюрьму по делу об антисоветчиках из тылового ополчения. Его посадили в рассчитанную на десять человек подвальную камеру, в которой находились пятьдесят заключенных. В ней люди умирали, не выдерживая нечеловеческих условий пребывания.
Все арестованные по делу «тружеников» были обвинены в развале хозяйственных планов коммунистического правительства. В конце мая 1933 года протодиакона Николая приговорили к трем годам ссылки на Урал.
Однако в тюрьме он заболел тифом и был освобожден, чтобы следовать на место ссылки вольным порядком, но тиф дал осложнения, и до ноября отец Николай не смог стронуться с места. Выздоровев же, он все равно не поехал в ссылку, а стал служить в одном из храмов Калужской епархии. Затем перевелся в Наро-Фоминск Московской области. Настоятелем там был секретный осведомитель НКВД. Он потребовал, чтобы протодиакон стал лжесвидетелем. И когда отец Николай отказался, настоятель пригрозил упечь его в тюрьму.
Протодиакон понял, что под таким руководством ему недолго удастся оставаться на свободе, и со временем перешел служить в храм святых бессребреников Космы и Дамиана в поселке Болшево. Его приглашали в ансамбль песни и пляски Александрова певцом, предложили место в Большом театре, но протодиакон, несмотря на опасность, остался служить в храме Божием.
В декабре 1939 года была арестована группа православных мирян, с одним из которых, Тимофеем Князевым, был знаком протодиакон Николай.
А в Великую пятницу Страстной седмицы, 26 апреля 1940 года задержали и самого протодиакона, обвинив в том, что знал об антисоветских настроениях некоторых мирян, но не донес на них.
После допроса следователь, пригрозив, что загонит его самого на восемь лет в лагерь, предложил протодиакону сотрудничать с НКВД. Протодиакон согласился. Прощаясь, сотрудник НКВД приказал ему явиться в районное отделение на следующий день после Пасхи, 29 апреля.
Отец Николай, предполагая, что домой он уже не вернется, простился с семьей. У него уже было написано заявление с отказом от сотрудничества, которое он сразу же по приходе вручил начальнику районного отделения НКВД.
Товарищ начальник, – писал он, – я отказываюсь от своей подписки и давал ее лишь потому, чтобы мне была возможность встретить Пасху и проститься с семьей. По моим религиозным убеждениям и по сану я не могу быть предателем даже самого злейшего моего врага…
Его еще раз отправили домой, подумать, но отец Николай твердо решил отказаться от доносительства.
4 июля 1940 года его арестовали, обвинили в том, что, «являясь враждебно настроенным к существующему в СССР политическому строю, был тесно связан с отдельными участниками группы… существовавшей в Мытищинском районе… Зная об открытых высказываниях антисоветских настроений… не довел об этом до сведения органов советской власти…».
2 сентября 1940 года Особое совещание при НКВД приговорило протодиакона Николая к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере в Коми области.
Протодиакон Николай Тохтуев скончался в заключении 17 мая 1943 года и был погребен в безвестной могиле.
Что еще отмечает церковь 17 мая
17 мая – день Старорусской иконы Божией Матери (1570). До XVII века она находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси. Во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет временно отправлена взамен. После перенесения образов мор прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в XVIII веке разрешили снять с нее копию. И только в 1888 году в Старую Руссу был возвращен и подлинник.
Также это день поминовения мученицы Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290), священномученика Еразма, епископа Формийского (303), священномученика Альвиана, епископа Анейского, и учеников его (304), священномученика Сильвана, епископа Газского, и с ним 40 мучеников (311), преподобных Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV—XV), священномученика Иоанна пресвитера (1942).