Сегодня, 3 июня, в православных церквях проходит празднество в честь святой Владимирской иконы Божией Матери. Совершается оно в благодарность за избавление Москвы в 1521 году от нашествия хана Махмет-Гирея.
Почему Владимирскую икону Богородицы считают защитницей Москвы
Татарские отряды шли к Москве, грабя, сжигая и разрушая на своем пути все русские города и селения, убивая жителей. Великий князь Василий собирал рать, а митрополит Варлаам вместе с жителями города непрестанно молился об избавлении от нашествия.
Одной слепой монахине в те дни предстало видение: через Спасские ворота Кремля уходят московские святители и уносят с собой главную городскую святыню Владимирскую икону Божией Матери. В наказание за грехи они решили лишить москвичей своей защиты. Но их остановили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, умолив не оставлять народ и простить его.
Подобное же видение предстало и московскому юродивому, блаженному Василию.
В то же время татарскому хану было видение Божией Матери, с грозным войском устремившейся на его воинство. Хан решил отойти от стен Москвы.
Празднование иконы Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня и 26 августа.
Когда появилась Владимирская икона
Считается, что образ написан Евангелистом Лукой на доске от стола из дома, где жил Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. По преданию, Дева Мария, увидев его, сказала:
Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет.
В 1131 году икону прислали из Константинополя святому русскому князю Мстиславу. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес образ во Владимир и поместил в новом Успенском соборе. С того времени чудотворная икона и стала зваться Владимирской. В 1395 году ее крестным ходом впервые принесли в Москву.
В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, дремавшему Тамерлану в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена и повелела оставить пределы Руси. Рассказав о видении своим учителям и советникам, Тамерлан послушался их и дал полкам приказ уйти.
Почему царя Константина и царицу Елену называют равноапостольными
Константин был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлией и Британией). Мать его, Елена, была христианкой.
Император Констанций, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя что они — верные слуги и честные граждане. Неоднократно удостоверился в этом и Константин. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу.
После смерти Констанция в 306 году Константин был провозглашен императором. Он был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю, и всю свою жизнь посвятил благу Церкви, за что и заслужил наименование равноапостольного.
Именно со времени его правления государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые провозглашаются в христианстве. Он возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве.
Император мечтал найти крест, на котором был распят Иисус Христос. Для этого он направил в Иерусалим свою мать — святую царицу Елену, обеспечив ее полномочиями и деньгами.
Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена обнаружила Животворящий крест в 326 году.
В Палестине она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Девы Марии, от всяких следов язычества, и воздвигнуть там христианские церкви. Святая царица Елена скончалась в Константинополе в 327 году.
За свои заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего креста она также именуется равноапостольной.
Что еще отмечают в церкви 3 июня
Также в этот день почитаются память благоверного князя Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев (XII), преподобного Кассиана грека, Угличского, Учемского чудотворца (1504), Собор Карельских святы, Собор Симбирских святых, Собор Уфимских святых, чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская или Черногорская (1603), Оранская (1634), обретение мощей блж. Андрея Симбирского (1998).
Продолжается попразднство Вознесения Господня.