Сегодня, 30 мая, отдают честь памяти преподобной Евфросинии Московской. Великая княгиня соединила гражданское служение своему народу и родной земле с монашеским подвигом.
Кто такая преподобная Евфросиния Московская
Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича, в миру носила имя Евдокия. 18 января 1366 года была обвенчана с великим князем Московским Димитрием Ивановичем. Так был скреплен союз Московского и Суздальского княжеств.
Это произошло, когда на Руси началось время почти непрерывных войн. Нарождающееся государство было раздираемо внутренними распрями и при этом было вынуждено бороться с внешними врагами — Ордой и Литвой.
Вскоре после бракосочетания в Москве началась «моровая язва», народ умирал тысячами. Затем случился страшный пожар. Юная княгиня Евдокия сразу стала покровительницей погорельцев, вдов и сирот. Облегчить жизнь страждущих — молитвой и делом — она старалась и в 1368 году, когда литовский князь Ольгерд осадил Кремль, и Москва снова горела.
Всю свою жизнь великокняжеская чета строила под духовным руководством и благословением великих святых земли Русской — святителя Алексия и преподобного Сергия, а также его ученика святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского) — духовника Евдокии.
Автор жития князя Димитрия так описывал княжеский союз:
Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Также и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии…
После 1380 года в память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Расписывали его великие Феофан Грек и Симеон Черный.
В 1382 году хан Тохтамыш снова пошел на Русь. Димитрий уехал собирать войско, а великая княгиня едва не попала в ордынский плен. Москва опять была разорена и сожжена.
В мае 1389-го, на сороковом году жизни, великий князь скончался. Престол перешел его старшему сыну Василию, соправительницей по завещанию стала Евдокия. Но напрямую она не вмешивалась в государственные дела. После смерти супруга она взяла на себя тайный монашеский подвиг: надела власяницу, носила под роскошным великокняжеским облачением тяжелые вериги. Даже на званых обедах не прикасалась к изысканным яствам, питалась только постным.
Никто из близких не знал о подвижничестве княгини, а по Москве распространилась гнусная клевета. Сыновья хоть и не верили слухам, но не могли совсем не обращать на них внимания. И задали матери прямой вопрос о наветах. Евдокия собрала всех сыновей и сняла часть нарядов. Княжичи увидели, что мать так исхудала от поста, что тело ее иссохло и почернело. Браться решили отомстить мерзким клеветникам, но мать запретила. Она сказала, что ради Христа с радостью претерпела бы злословие, но открыла детям тайну, чтобы они не смущались.
Княгиня ежедневно ходила на службу, помогала храмам, беднякам. Готовясь уйти в монастырь, начала строить обитель в Кремле — там, где провожала и встречала своего супруга, возвращавшегося с битвы. Одновременно возводила еще несколько храмов и монастырей в Переславле-Залесском.
С именем великой княгини Евдокии связывают отказ Тамерлана от нового похода на Русь. По преданию, произошло это, когда жители Москвы во главе с княгиней молились о спасении, встречая чудотворную Владимирскую икону Божией Матери на Кучковом поле. Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молниеносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих приближенных хан приказал орде повернуть от границ Руси.
В 1407 году, предчувствуя кончину, княгиня Евдокия решила принять монашество, к которому стремилась всю жизнь. Пострижена она была 17 мая 1407 года с именем Евфросиния («радость»).
По сказанию, в тот день исцелились от различных болезней 30 человек. 7 июля 1407 года инокиня Евфросиния скончалась на 54-м году жизни. На ее захоронении до 1929 года, времени уничтожения гробницы, страждущие по молитвам продолжали получать помощь и исцеления.
Что еще отмечают в церкви 30 мая
Также 30 мая — день обретения мощей преподобномученика Адриана Ондрусовского и почитания памяти апостола от 70 Андроника и святой Иунии (I), мучеников Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284—305), святителя Стефана, Патриарха Константинопольского (893).