Сегодня, 5 апреля, православная церковь почитает память мученика Василия Мангазейского (1600), первого прославленного на сибирской земле святого. Юный праведник был оговорен и погиб во время пыток.
Кто такой святой мученик Василий Мангазейский
Родился он в Ярославле в небогатой купеческой семье. С ранних лет отличался честностью, смирением и крепкой верой. В юном возрасте был принят богатым ярославским торговцем на место управляющего лавкой в один из первых русских городов в Сибири заполярную Мангазею, которую в те времена называли «златокипящей» за те богатства, что крутились в ней.
В житии говорится, что ко времени гибели Василию едва исполнилось девятнадцать лет, но есть мнение, что он был еще моложе. Около 1600 года, когда блаженный молился за Пасхальной заутреней, воры разграбили лавку его хозяина. Жадный купец заподозрил своего приказчика в сговоре с преступниками и начал избивать и требовать признания. Но юноша настаивал на своей невиновности.
Истинно ничто же от имения твоего взях, — говорил он мучителю.
Тогда хозяин повел его в избу к воеводе, где побои и истязания продолжались. Правило было такое: если обвиняемый под пыткой не сознался в преступлении, что считалось доказательством, то пытали обвинителя. Купец, выведенный из терпения молчанием юного приказчика, в ярости ударил его связкой амбарных ключей, попав в висок, от чего блаженный Василий и скончался.
Тело безвинно убиенного положили в гроб и без христианского погребения бросили в болото, «где надлежит от воды мокрость», и соответственно все должно было быстро сгнить.
Но почти через полвека гроб вышел из болота. Его обрел в 1642 году житель Мангазеи Степан Ширяев. Тело мученика оказалось нетленным, кожа хранила следы пыток, рубашка – следы крови. Мощи перенесли в соседний Туруханск, а мученик по молитвам стал помогать людям, оказавшимся на краю гибели в этой суровой земле — спасал заблудившихся, ослабевших от голода, обмороженных, утопающих, искалеченных зверями, больных.
Тунгусы и эвенки, упрямые и недоверчивые язычники-шаманисты, тысячами принимали Крещение от чудес, творимых святым отроком.
Стрелец Тимофей Сеченов устроил над местом погребения блаженного Василия часовню.
В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей праведного Василия, и с тех пор почитание его как истинного угодника Божия распространилось в Сибири.
А на месте первой могилы святого Василия в Мангазее, где некогда стояла часовня над возникшим из земли гробом, еще долгие времена можно было встретить звериные шкуры, принесенные благодарными охотниками.
Но недолго суждено было мощам лежать в покое. Митрополит Антоний (Стаховский), распорядился сокрыть их в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Затем честные останки снова были явлены миру: новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться, и гроб Мангазейского чудотворца вышел из земли. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Но когда в 1802 году Туруханск поразила страшная эпидемия горячки, причину жители поселения увидели в том, что мощи святого Василия были заново сокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. Народ возмутился, волнение приобрело такой размах, что Святейший Синод решил «оставить почитание в прежнем виде».
Церковное предание, исторические хроники и официальные акты хранят память о Мангазейском чудотворце и его заступничестве с XVII века и до наших дней. Православные Севера и сейчас почитают святого Василия Мангазейского как великого угодника Божия и обращаются к нему с молитвой как к покровителю охотников-промысловиков.
Что еще празднует православная церковь 5 апреля
Также в этот день почитается память преподобномученика Никона епископа и 199 его учеников (251), мучеников Филита, Лидии, супруги его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия, чад их (117—138), преподобного Никона, игумена Киево-Печерского (1088), священномученика Константина пресвитера (1918), священномученика Макария пресвитера (1931), священномучеников Василия, Стефана пресвитеров, преподобномученика Илии, преподобномучениц Анастасии, Варвары, мученика Алексия (1938), преподобного Сергия исповедника (1948).