Сегодня, 2 марта, православная церковь чтит память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, боровшегося с засильем польско-литовских захватчиков, самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III и умершего в заточении. Он был выдающимся миссионером, строил храмы, обращал жителей Казанской земли к вере, способствовал канонизации новых святых.
Кто такой священномученик Ермоген
О первой половине его жизни мало что известно. Исследователи даже не пришли к единому мнению о дате рождения, данном при крещении имени и происхождении святителя. Чаще всего говорится о том, что родился он около 1530 года в семье из небогатого сословия, возможно, из донских казаков, крещен был под именем Ермолай.
По свидетельству самого Патриарха, он был священником в казанской гостинодворской церкви святителя Николая. В 1579 году ему выпала честь засвидетельствовать чудесное обретение после большого пожара и перенести в церковь святителя Николая икону Божией Матери, по названию города получившей имя Казанская.
Случилось это в важный для православия период. Поскольку пожар уничтожил в основном дома христиан, местные мусульмане говорили, что на них излился гнев Божий и обретение чудотворной иконы утешило жителей.
Впоследствии в 1594 году о. Ермолай составил сказание о Казанской иконе, написал молитвы ей, собирал свидетельства о совершавшихся от нее чудесах.
Я же тогда… хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородичному образу, и к чудотворной иконе, и к Предвечному Младенцу, Спасу Христу… И по велению Архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи церковь святого Николая, который зовется Тульским… — напишет он в сказании.
Именно с молитвой Казанской иконе шли ополченцы на освобождение Москвы и своей земли от польских захватчиков во времена Смуты. С тех пор, кроме летнего праздника в честь Казанской иконы, установлен осенний, сегодня это День народного единства — день освобождения Москвы от захватчиков в 1612 году. Казанской же освятят столицу много позже — при борьбе с фашистами в Великую Отечественную войну.
Спустя несколько лет после обретения Казанской иконы Божьей матери Ермолай овдовел и принял монашеский постриг с именем Ермоген.
В мае 1589 года он получил сан епископа и стал первым Казанским митрополитом.
Святитель добился особого поминовения православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, а также мучеников, пострадавших в Казани за веру Христову. Не меньше, чем об отдании памяти мученикам, Святитель Ермоген заботился о соблюдении церковных традиций и просвещении верой Христовой казанских татар, составлял жития святых, строил церкви.
3 июля 1606 года он возведен на патриарший престол в Московском Успенском соборе. Все свои силы Ермоген отдавал служению Церкви и Отечеству.
Когда Лжедмитрий-2 подошел к Москве и расположился в Тушино, Патриарх направил изменникам два послания. В одном из них он писал:
…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику…
Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас, не на своих ли братьев, не свое ли Отечество разоряете?…
В другой грамоте Первосвятитель призывал мятежников вернуться в свои дома, к своим женам и детям.
Вскоре Тушинский вор был убит собственными приближенными, но в Москве оставались поляки и изменники-бояре, преданные королю Сигизмунду III.
Письма Ермогена расходились по городам и селам, вдохновляли русский народ на освобождение Москвы и избрание законного русского царя.
Поляки свергли Патриарха Ермогена с престола и заключили в Чудовом монастыре. Когда русское ополчение подошло к Москве и на несколько месяцев встало под стены Кремля, сидевшие там поляки несколько раз посылали к Патриарху послов, чтобы он приказал снять осаду, угрожая ему смертью.
Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру, — отвечал святитель.
Он обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. 17 февраля 1612 года патриарх скончался в заточении от голода.
Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось спустя несколько месяцев в ноябре 1612 года.
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, прославлен в лике святителей 12 мая 1913 года.
В течение трех столетий из поколения в поколение передавалась память о Патриархе Ермогене как святителе-мученике и росла народная вера в него как заступника и молитвенника за землю русскую.
При нем были изданы: Евангелие, Минеи Месячные за сентябрь, октябрь, ноябрь и первые двадцать дней декабря, напечатан «Большой Верховный Устав». При этом святитель Ермоген тщательно наблюдал за исправностью текстов. По его благословению с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному. Он лично следил за строительством нового здания типографии и установлением новых станков для печати Богослужебных книг.
Кроме повести о Казанской иконе Божией Матери и службы этой иконе, его перу принадлежат несколько посланий, сборник о вопросах Богослужения, патриотические грамоты и воззвания к русскому народу и другие произведения.
Отзывы современников свидетельствуют о Патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и начитанности.
Что еще празднуется в церкви 2 марта
2 марта – день обретения мощей мученицы Мины Калликелада. Также 2 марта в церкви чтят память праведной Мариамны, сестры апостола Филиппа, великомученика Феодора Тирона, преподобного Феодора молчаливого, Печерского, священномучеников Михаила, Павла пресвитеров, мученицы Анны.
На 2 марта в 2025 году выпадет Прощеное воскресенье и заговенье на Великий пост. Заговенье — это последний день перед началом многодневного поста, когда в последний раз можно есть скоромную пищу (мясо, молоко, яйца, животные жиры и др.).
Добавим, перед Великим постом два заговенья: сначала на мясо в мясопустное воскресенье (было ровно неделю назад), перед Сырной седмицей, затем на все другие скоромные продукты в Прощеное воскресенье.



