Специализированное отделение для лечения пациентов с лимфомами начало работу в Красноярской краевой больнице. Как сегодня лечат сложные опухоли кроветворной системы? Что такое «препараты XXII века» и когда их начнут применять? И наконец, что изменится после открытия гематологического центра, которое состоится здесь буквально на днях?
Узнать геномный профиль

Злокачественные заболевания крови – коварные и очень опасные. Диагностировать их бывает не так просто, как правило, этим занимаются в краевом онкоцентре, а уже при подтверждении диагноза пациент направляется в краевую больницу.
Вообще лимфом около ста видов. Есть медленно прогрессирующие, их лечат в условиях дневного стационара – пациент получает препараты и уходит домой, качество его жизни почти не меняется. А есть высокоагрессивные, они растут буквально на глазах. И в таких случаях необходимы высокие дозы химиопрепаратов.

Отсюда и осложнения, потому что они не действуют избирательно только на опухоль, – поясняет Елена Мартынова, заведующая отделением гематологии и химиотерапии № 2 краевой клинической больницы. – Из-за токсического воздействия цитостатика начинаются проблемы с печенью, почками, иммунитетом. Мы лечим и острые лейкозы – это тоже достаточно жесткая терапия, когда нужно добиться уничтожения опухолевых клеток в костном мозге. И вот этот период самый опасный для пациента, когда снижаются тромбоциты, гемоглобин, пациенту реально нужно пережить. Потому что на фоне такого состояния могут возникнуть и пневмония, и инсульт, и кровотечения. Есть некоторые виды лимфом, которые можно вылечить, только применяя препараты, после которых могут быть серьезные последствия. И пациенты бывают крайне тяжелые после химии крови. И конечно, в условиях краевой больницы, где столько многопрофильных отделений и специалистов, справиться с последствиями такого лечения гораздо проще.
По словам Елены Мартыновой, лимфома – это «биологическое предательство организма»: в клетках, отвечающих за иммунитет, вдруг появляются мутации. На вопрос, почему такое происходит, до сих пор нет точного ответа – только предположения. Да, есть ВИЧ-ассоциированные лимфомы, которые развиваются уже на стадии СПИДа, но в целом назвать конкретные причины появления таких опухолей сложно.

Но зато в лечении пациентов за последние несколько лет произошли существенные изменения – о такого рода препаратах раньше даже не мечтали. Чтобы правильно сделать назначение, выполняют молекулярно-генетический анализ опухоли. Это дает возможность подобрать индивидуальную, персонализированную терапию, исходя из ее геномного профиля.
Примерно четверть века назад было изобретено первое моноклональное антитело для работы с лимфомой – ритуксимаб.
Это была первая попытка сделать терапию таргетной, то есть прицельно воздействующей именно на клетки опухоли, чтобы минимизировать негативное воздействие на организм, – поясняет Елена Мартынова. – Сейчас появились еще более совершенные препараты – ингибиторы контрольных точек, препараты, которые блокируют белки, которые мешают иммунным клеткам атаковать опухоль. Появились иммуноконъюгаты, где антитело соединено с лекарством, которое надо точечно доставить к раковой клетке. Это все делается для того, чтобы в будущем банальную химиотерапию, которая сейчас есть, заменить препаратами нового поколения. Пока их применение ограничено – они не могут воздействовать на все существующие виды опухолей.
Появится возможность трансплантации
Но исследования, в том числе в наших, российских компаниях, продолжаются. Сейчас есть разработки, которые можно назвать революционными или препаратами XXII века – к примеру, CAR-T-терапия, когда собственные Т-лимфоциты пациента модифицируются: к ним присоединяется искусственно созданный рецептор, нацеленный на уничтожение клеток опухоли определенного типа.

У пациентов теперь есть возможность получать лечение новейшими препаратами, стоимость которых порой достигает нескольких миллионов рублей, благодаря участию краевой больницы в клинических исследованиях и в программах раннего доступа. Это позволяет использовать препараты с доказанной эффективностью в борьбе с опухолью даже в том случае, если они пока не зарегистрированы на территории РФ.
В некоторых случаях это вообще единственный шанс на излечение, когда уже испробованы все стандартные схемы терапии и они не дали результата.

Сейчас в отделении лечения пациентов с лимфомами 30 коек, которые постепенно заполняются пациентами. Один из них, Владимир Степанович, узнал о своем непростом диагнозе совершенно случайно еще пять лет назад.
Зимой 2020 года его на скорой привезли в краевую, и это, по его словам, стало «счастливой случайностью»: именно здесь после консилиума смогли поставить диагноз и назначить лечение.
Множественная миелома – коварное заболевание, когда определенный вид лейкоцитов – плазматические клетки, уничтожающие бактерии, вирусы и другие чужеродные агенты, вдруг начинают мутировать. В результате происходит сбой в работе иммунитета и внутренних органов, разрушается костная ткань.
Как овощ был, мог только головой двигать, ни мышцы, ни остальное тело – ничего не работало, – вспоминает Владимир Степанович. – Взяли пункцию, другие анализы. Назначили лечение, и вот с тех пор я нахожусь под наблюдением Елены Викторовны, очень ей благодарен. Периодически прохожу курсы лечения, состояние уже гораздо лучше, могу и на даче что-то делать.
От множественной миеломы нельзя излечиться полностью, как и от некоторых других онкогематологических заболеваний. Но продлить жизнь, сохранив ее качество благодаря эффективным препаратам, вполне возможно.
А буквально на днях в краевой клинической больнице откроется гематологический центр, который объединит дневной стационар на 20 коек и два круглосуточных отделения – на 55 и 30 коек. Изменяется маршрутизация пациентов – сейчас их всех будут направлять в краевую больницу, где лечением будут заниматься опытные специалисты, давно специализирующиеся на лечении различных заболеваний кроветворной системы.
Перед специалистами теперь стоит следующая важная задача – обеспечить возможность выполнения трансплантации костного мозга для взрослых здесь, в Красноярске. Пока пациенты, которым необходимо подобное вмешательство, направляются в Москву и другие города.

Совершенствование системы оказания помощи при заболеваниях крови соответствует целям федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь».



