Капитаны фантастического корабля Заслуженный шахтер РФ Александр Шестаков вспоминает, как почти 40 лет добывал уголь

Капитаны фантастического корабля Заслуженный шахтер РФ Александр Шестаков вспоминает, как почти 40 лет добывал уголь
Фотографии предоставлены пресс-службой компании "СУЭК-Красноярск"

В списке самых больших машин планеты роторные экскаваторы занимают почетное место, они поражают своими размерами и формой, выглядят, прямо скажем, инопланетно. И неудивительно, что управляют такими гигантами необычные люди. Один такой 10-этажный «дом» на гусеницах стал на много лет профессиональной судьбой машиниста Александра Шестакова. За тяжелыми сменами и рекордами добычи стоит мастерский подход к эксплуатации техники. И, что важно, особое, душевное отношение не только к «кораблю», но и всему шахтерскому делу. Именно бригаде Шестакова выпала честь поставить российский рекорд по месячной добыче угля – шесть тысяч тонн. И честь грузить юбилейную для Бородинского разреза 900-миллионную тонну угля.

И день, и ночь на смене

День шахтера в семье ветерана отрасли Шестакова – самый любимый праздник. Ведь это еще и семейное торжество. Супруга трудилась на разрезе, дочь сейчас работает в управлении СУЭК, зять горняк.

Родом Александр из соседней Иркутской области, шахтерского Черемхово. Среда с детства сложилась такая – вокруг настоящие мужики, добывающие каменный уголь. Пацаны завидовали взрослым, восхищались тяжелой техникой.

Тогда и родилось у будущего машиниста желание управлять какой-нибудь махиной. Получил удостоверение сначала помощника, а потом и машиниста роторного экскаватора. В 1977 году приехал в Бородино, через три месяца получил квартиру, перевез сюда жену и дочь.

Минули годы, и вот вся семья встретила юбилей Бородинского разреза и День шахтера. Сибирская угольная энергетическая компания всегда с размахом отмечает в шахтерской столице края профессиональный праздник.

Не все горняки участвуют в парадном шествии, ведь многие находятся на смене. Известно, как тяжел труд шахтеров. Если идет погрузка, то без перерывов на ночь и праздники. Александр Шестаков улыбается, вспоминая:

– Новый год на дворе, а мы в кабине. Просигналили в 24:00 – это вроде как и бой курантов, и звон бокалов. Отметили. И дальше грузим.

Наполнить полувагоны углем – звучит просто для нас, наблюдателей. Два машиниста (в кабине ротора и на погрузочной стреле) должны четко скоординировать действия между собой и с машинистом состава, чтобы вагоны подавались равномерно. Топливо в вагоны загружают, как говорят горняки, уголек к угольку.

Безаварийный стаж

Самой высокопроизводительной машиной угольного разреза «Бородинский» был и остается экскаватор ЭРП-2500. Роторное колесо одного из таких гигантов – а их на Бородинском разрезе трудится два – после замены навечно установлено на смотровой площадке, чтобы те, кто приехал полюбоваться на панораму самого большого в стране угольного разреза, могли вблизи оценить мощь работающей здесь техники.

Заслуженного шахтера РФ, полного кавалера знака «Шахтерская слава» Александра Шестакова гигант слушался беспрекословно:

– ЭРП-2500 в то время, когда поступил на наш разрез, был новым словом в добыче угля. Машина частями пришла с Украины. Понятно, что путешествовать в собранном виде она не может. Стали мы собирать нашу махину весом 1 860 тонн, как конструктор. Два года деталь к детали прилаживали. Где-то приходилось и подтачивать, подгонять части друг к другу. А после, уже собрав, покрасили, увидели картину в целом: впечатляет! На колесе 18 ковшей, каждый из них 330 литров. За один раз колесо поднимает несколько десятков тонн породы.

Нет такого машиниста, пилота, капитана, водителя, который свою «ласточку» считает просто железом. Для них она – живой организм со своим характером. Кстати, о роторном колесе ЭРП-2500 так и говорят: рабочий орган. Термин такой. Александр Шестаков настолько чувствовал свою машину, что буквально по «дыханию» мог определить болезнь:

– Поднимусь на экскаватор, иду – где-то шум, смотрю, в чем дело, исправляю. Машина работала четко, без сбоев. Да и ребята в бригаде – 28 человек – надежные, проверенные были. За 36 лет моей работы никаких серьезных аварий не случилось.

Горнякам приходилось работать и в минус 45. Когда морозный туман плотной пеленой накрывал разрез, грузили по приборам – ими машина хорошо оснащена. Не видно машинисту роторного колеса, так опять же – есть приборы и знаменитое мастерское чутье. Колесо крутится, а на выходе – полные вагоны. Уголек к угольку. Для теплостанций, которые обогревают предприятия и города по всей Сибири. Ради такого результата и отдают шахтеры 30–40 лет своей жизни делу, которое считают самым важным. Идут на смену с удовольствием, другой работы не мыслят.

Ветеран-машинист и в будущее смотрит с оптимизмом:

– Пережить пришлось и тяжелые времена, когда падали показатели на производстве. Сейчас год от года СУЭК добычу наращивает. И я, хоть уже и не работаю на разрезе, – радуюсь. Значит, люди будут трудиться, предприятие – процветать, шахтерская столица края – расти и развиваться!

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

«Северный фольклор – это страшная сказка на ночь»
Евгения и Юлию Поротовых долгане считают своими художниками. Прошлым летом они задумали путешествие на малую родину Евгения – в поселок
18 мая 2022
Будь готов! Всегда готов!
Сто лет назад, 19 мая 1922 года, решением II Всероссийской конференции РКСМ была образована Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина – массовое детское
Деликатесы высоких широт
Как-то случилось побывать на Камчатке, в очень приличном отеле, где обещали кормить деликатесами, и воображение сразу нарисовало красную рыбу в