Либо с реализацией закона что-то не так, либо граждане не очень внимательны: о теме капремонта много говорилось еще в прошлом году, тем не менее она вызывает недоумение и массу вопросов. Мы собрали самые разные. Ответы уточнили у специалистов. Давайте попробуем во всем разобраться. Только дочитайте, не гневайтесь сразу.
Кто это придумал и зачем?
Жизнь. Государство.
Когда-то мы были недовольны тем, что квартиру, в которой сто лет прожил, нельзя продать, переезжая в другой город. Она была собственностью государства. Государство и решало: когда ремонтировать, кому после тебя распределить. Потом мы все стали собственниками. С набором прав по решению, что с квартирой делать: перепланировать или продать под нежилое, сдать в аренду или подарить племяннику. Это нас устраивает. А вот плата за лифт или ремонт крыши почему-то не устраивает. А ведь дом – это коллективная собственность. Всех, кто в нем живет.
Государству пришлось разработать Гражданский и Жилищный кодексы РФ и расписать ответственность собственников. За содержание дома от замены труб в подвале и старого лифта до укрепления фундамента и ремонта фасада… На чьи деньги? Ну, так коллективного собственника. Логично? Логично. Это как ваш автомобиль. Если право управления имеет не только папа, а еще жена и сын, то и в ответе за него вся семья.
Изначально подразумевалось, что собственники многоквартирных домов будут сами организовывать и капремонты или делегируют это право управляющим компаниям и ТСЖ. Однако система не сработала. Даже на условиях 95-процентного софинансирования со стороны государства отремонтировать удалось всего 10 % жилых домов. Остальные продолжают «стариться». И уже через 10–15 лет массово достигнут порога аварийности.
Стало очевидным: чтобы организовать бесперебойный процесс капремонта с долгосрочным горизонтом на 30 лет, необходим системный подход. Для решения проблемы в Жилищный кодекс (ЖК РФ) были внесены соответствующие изменения.
Так в каждом регионе появились фонды капитального ремонта многоквартирных домов.
Почему срок программы аж 30 лет?
Идеальным был бы вариант, при котором из домов выселить на время жильцов и сделать капитальный ремонт. Причем во всех домах одновременно. Скажите, это реально? Даже делая ремонт в квартире, единицы выезжают на съемную. Обычно мы делаем его поэтапно – по комнатам. И не у всех хватает денег, чтобы сразу и ламинат уложить, и окна заменить, и обои переклеить, и мебель обновить. Как правило, нынче – окна, на следующий год пол и потолок, еще через год – мебель.
Вот и с капремонтом девятиэтажки иначе не получится. Работы разделены по видам и по срокам. В первые 10 лет все дома, внесенные в краевую программу, получат ремонт крыш и электросетей. За это время сотрудники фонда проведут детальное обследование состояния домов. Сегодня никто не скажет о необходимом объеме работ даже двух рядом стоящих домов. Нет такой базы. А как появится – тут точно определятся и сроки, и виды, и объемы по каждому дому персонально.
Можно ли остановить закон?
Закон федеральный, единый для всей страны. Предположим, остановили. Пусть другие регионы ремонтируют жилье, нам – не надо. Будем дожидаться массовой «аварийности»?
Дай волю, мы бы отменили половину законов страны: перестали платить автостраховку, налоги там всякие, отчисления в Пенсионный фонд, опять же коммунальные услуги, которые растут и растут…
И что бы получили? Отмену пенсий? Еще больше смертей в ДТП? Ликвидацию декретных? Платные скорые?
Хотим жить в таком регионе? Нет, не сумасшедшие же. Тогда вопрос об отмене федерального закона в регионе неуместен. А вот повлиять на качество реализации программы капитального ремонта не только можем, а даже должны. Есть нарушения, ошибки, «непонятки» – молчать не стоит. Да и специалисты признают: закон новый, практики нет, корректировки неизбежны. Только без паники.
Кто собирает взносы?
Существует два способа аккумулирования средств на капитальный ремонт.
Первый способ – копить деньги на счете регионального оператора, созданного государством, способного профессионально и ответственно заниматься масштабными капитальными ремонтами.
Второй способ – специальный, персональный счет дома. Его выбирают активные собственники, которые полагают, что сами справятся с организацией процесса капремонта.
А не уйдут деньги на другие дома?
Многие беспокоятся, что через 30 лет сегодняшние рубли, отчисляемые по платежкам, превратятся в пыль. Да уж, при такой-то инфляции… Именно поэтому никто не собирается держать деньги в мешках. Они начнут работать на первоочередных объектах. При этом суммы жестко фиксируются на лицевом счете каждого дома.
Другое дело, кто и как будет ими распоряжаться. Открывая свой спецсчет, жители дома могут рассчитывать только на себя. При переходе на общий счет регионального оператора ремонтировать каждый дом будем на условиях перекрестного софинансирования. Однако средства могут использоваться только внутри муниципального образования. Взносы, собранные в Норильске, не могут быть вложены в ремонт домов в Красноярске.
Что лучше: свой счет или счет фонда?
Если управляющая компания добросовестна, пожалуйста. Но даже при этом домам в два этажа, пять, девять выгоднее ремонтироваться в складчину, потому как «в одиночку» накопить проблематично даже за 30 лет. А крышу и электрические сети по графику надо делать уже в ближайшие 10 лет. Получается, что фонд – как касса взаимопомощи. По принципу – сейчас всем миром ремонтируем крышу соседнего, более старого дома, а в следующем году – твоего. Суммы зафиксированы, количество заимствованных денег будет известно.
Но стоит знать, что за обслуживание спецсчета жильцам придется платить: на печать и доставку квитанций, дефектовку, проведение конкурсов… В государственном фонде эти хлопоты оплачивает бюджет. А главное, за качество ремонта «индивидуальщики» спрашивать смогут уже не с государства, а со своих ТСЖ.
Хорошо, но почему такой большой размер взноса?
Минимальный размер установлен правительством Красноярского края. Расчет сделан на основе проведенных работ в 2010–2013 гг. фондом содействия реформированию ЖКХ в рамках 185-ФЗ. Он дифференцирован. Районы Крайнего Севера и приравненные к ним платят, естественно, больше.
Красноярский край по размеру взноса находится примерно посередине списка из 82 регионов. В Москве это 15 рублей, в Амурской области – 20,8, в Тюменской – 20,1, в Иркутской – 8,4, в Забайкальском крае – 7,0, на Сахалине – 9,7, в Чеченской Республике – 6,7…
На примере обычного дома. По смете 5-этажная хрущевка должна получить четыре вида капремонта на 7 млн 200 тысяч руб. Это крыша, инженерные сети, подвальное помещение, фасад. Общая площадь 3 300 кв. метров. Продолжительность программы 30 лет.
Взнос = 7 200 000 рублей / 30 лет / 12 месяцев / 3 300 кв. м = 6,06 рубля / кв. м в месяц.
Почему взносы собирает именно «Красноярскэнергосбыт»?
Согласно законодательству, весь процесс капремонта от начисления до сбора средств – задача регионального оператора. На создание «с нуля» расчетно-кассового центра ему бы потребовались миллионы. Чтобы минимизировать затраты, решено присоединиться к уже готовой сети. Проведен конкурс. Организации, предложившие лучшие условия, стали платежными агентами фонда. Такой организацией для центральных и южных территорий края стал «Красноярскэнергосбыт».
Кто будет контролировать расходование денег?
Государство. Деньги аккумулируются на счетах, которые ежедневно проверяет Росфинмониторинг, ежеквартально – жилищный надзор, муниципальные и краевые власти. А также общественный совет при фонде, общественные организации. Сами собственники – тоже, по запросу, один раз в год.
Важное звено – банк, открывший счет. Банк перечислит деньги подрядчику только тогда, когда региональный оператор представит протокол общего собрания собственников об участии в капремонте, договор на выполнение работ, акт приемки и итоговый протокол об утверждении выполненных работ.
Зачем платить, если дом новый?
Дома быстро стареют. Через 10 лет необходимо будет заменить мягкую кровлю, через 20 – лифт, а в новых домах их по 2–3 в каждом подъезде – дорогое удовольствие.
А жильцам аварийных домов тоже платить?
Нет. Если есть постановление администрации о сносе. Ну а если ваш дом попал в программу по ошибке, надо приехать в фонд с документами и написать заявление. Или уточнить по телефонам горячей линии 8 800 333-70-07 (для районов), 273-03-00 (для Красноярска).
Что с деньгами, которые раньше собирали на капремонт?
Судьба этих денег решалась общим собранием собственников многоквартирных домов. Вы можете сделать письменный запрос в управляющую компанию с требованием дать информацию. На практике многие УК переводили эти деньги на строку «Текущий ремонт». Какие именно виды работ были выполнены, вам обязаны подробно расписать в ответе.
Будут ли какие-то субсидии на оплату взноса?
Да, их получат те жители края, которым положены меры соцподдержки (льготы) или субсидии на оплату жилья: ветераны труда, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, лица, приравненные к участникам Великой Отечественной войны; «чернобыльцы», реабилитированные, многодетные семьи и т. д.
Субсидии на оплату взноса тем, кто имеет на это право, будут начислены автоматически. Данные передаются в органы соцзащиты региональным оператором. Размер – в зависимости от льготной категории: от 30 %, 50 % или 100 %. Малообеспеченные граждане получают субсидии в зависимости от уровня дохода. Подробнее об этом можно узнать в органах соцзащиты.
Зачем платить старикам – они же просто не доживут?
Взнос «привязан» не к человеку, а к квартире. У всех есть наследники – дети, внуки, которым достанется не только жилплощадь, но и накопленный счет. У кого нет наследников, есть возможность завещать квартиру администрации муниципалитета. Тогда человек остается в своей квартире до конца жизни, а платит за нее муниципалитет.