Наши проекты – безопаснее
История создания этой системы началась несколько лет назад, но пока ничем не закончилась. Какой финал будет у нового витка развития проекта, сказать сложно. Недавно состоялась встреча президента Владимира Путина с главой Сбербанка Германом Грефом, который заявил о максимальной готовности к реализации:
Мы начали работу с другими банками по созданию так называемого локального хостинга, когда все банки между собой замыкают платежные системы, тогда мы можем оперировать внутри страны уже сами. Создан процессинговый центр, создан наш российский чип, он сертифицирован, сделано идентификационное приложение и все стандарты, которые совместимы с международными платежными системами. Поэтому, как только будут приняты законы, мы предложим всем желающим банкам войти в состав уставного капитала. Это будет компания, которая станет обслуживать все банковские транзакции.
Эксперты заявляют о готовности запустить систему в течение нескольких месяцев. Но высокая стоимость проекта и пока не прозрачная схема реализации заставляют многих усомниться в быстром изменении ситуации. Предлагается и второй вариант: оставить использование международных платежных систем на текущем уровне, но при этом обеспечить гарантию независимости внутрироссийских операций.
– Сейчас я наблюдаю вокруг проекта много информационного шума, но каких-то конкретных решений пока нет, – комментирует Александр Шатков, начальник отдела платежных систем и расчетов ГУ Центробанка РФ по Красноярскому краю. – Законопроект рассматривается в Государственной думе. Технически реализовать проект национальной платежной системы возможно: терминалы в торговых точках могут работать и с чипами, и с магнитными полосами. Дело в самом процессинговом центре: насколько он будет совершенен и сможет ли обрабатывать огромный объем информации?
У нас сейчас есть две своих системы – это «Золотая корона» и «ПРО100», которые вполне могут претендовать на главную роль. Причем обе, вне сомнений, безопасные – они создавались на более совершенной технической платформе, нежели традиционные продукты Visa и MasterCard. Но вряд ли «Золотая корона» и «ПРО100» смогут стать полноценной заменой. И другой вопрос: даже если система будет введена, то где гарантия, что люди захотят ей пользоваться и пойдут менять карты в массовом порядке?
Преференции для клиентов
Большинство экспертов отмечают, что возможность блокировки карты системами очень низкая, и в первую очередь из-за потенциального финансового ущерба: объем средств, которые российские банки платят системе, оценивается в десятки миллиардов рублей. Немалое значение имеют и репутационные потери: блокировка систем даже в масштабах одной страны – уже весомый повод задуматься другим государствам о целесообразности использования услуг этих компаний. Но так считают не все.
– Создание системы важно и с точки зрения безопасности: блокировка была произведена в рамках действующего законодательства США, – комментирует Дмитрий Зотов, коммерческий директор представительства ЗАО «ФИНАМ» в Красноярске. – Если вдруг в черном списке появится еще один российский банк, то компании будут вынуждены применить аналогичные санкции и к нему тоже.
Что касается нашей системы, считаю, проект вполне может быть реализован в ближайшее время. Для российской банковской сферы это позитивный момент, означающий удешевление транзакций по картам: при проведении расчетов на сегодняшний день большую долю комиссии снимают Visa и MasterCard. Для физических лиц также возможны преференции, к примеру, снижение комиссий или их полное отсутствие при использовании банкоматов единой платежной национальной системы.
Но как бы ни развивались события, для обычных клиентов банков сложившаяся ситуация – лишний повод вспомнить непреложное правило: нельзя хранить большие суммы на картах, к какой бы платежной системе – российской, американской или японской – она ни была подключена! «Пластиком» легко могут воспользоваться мошенники – к примеру, через Интернет или скимминговые устройства в банкоматах. Банковская карта – это обычный аналог кошелька. Удобно положить туда несколько тысяч рублей, чтобы оплатить покупки в магазине или погасить кредит, но хранить там средства, предназначенные, к примеру, на покупку нового авто, иначе как безрассудством назвать сложно.