Катализатор хороших идей

В Норильске успешно действует агентство развития столицы Заполярья

Катализатор хороших идей В Норильске успешно действует агентство развития столицы Заполярья
Фото Олега Кузьмина

В Законодательном собрании региона состоялся круглый стол, на котором обсуждалась инвестиционная привлекательность городов края по примеру Норильска. Эта тема стала логичным продолжением повестки завершившегося на днях Красноярского экономического форума, где конкурентоспособность городской среды была названа одним из важнейших условий для дальнейшего развития всего Красноярья.

Пока муниципалитеты заняты привязкой своих стратегий к общекраевым планам, в Норильске от теории уже перешли к практике.

Площадка для экспериментов

14 апреля Агентству развития Норильска (АРН) исполняется два года. Его учредителями выступили администрация города, компания «Норникель» и благотворительный фонд Владимира Потанина. Структура подавляющему числу территорий региона непривычная и незнакомая. Это первый опыт подобного рода в крае – хотя во многих городах страны (Санкт-Петербург, Череповец, Пермь) он давно востребован. Для чего?

– Наше агентство – площадка для экспериментов, катализатор хороших идей городских объединений, предпринимателей, активных и неравнодушных норильчан, – отвечает на вопрос старший вице-президент «Норникеля», председатель правления АРН Лариса Зелькова. – Компания традиционно рассматривает город, где живет и работает основная часть ее сотрудников, не просто как дома и инфраструктуру, а как совокупность возможностей. И если в каких-то норильских сообществах действуют собственные проекты, которые требуют внешней поддержки для дальнейшего развития, агентство готово им ее оказать.

Отсюда и цели, поставленные перед АРН учредителями, – активизировать деловую активность в сфере малого и среднего бизнеса, повысить качество жизни норильчан, сформировать позитивную социальную среду.

Синергия трех направлений

По словам директора АРН Светланы Рубашкиной, всего этого можно достичь, увязав воедино, на первый взгляд, три разнонаправленных вектора развития – городскую среду, бизнес и туризм.

Этнофестиваль «Большой Аргиш»

Результаты уже есть: в 2018 году агентство в партнерстве с администрациями Норильска, Дудинки, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и компанией «Норникель», местными некоммерческими и муниципальными организациями, приглашенными экспертными командами реализовало 22 проекта. В их числе гастрофестиваль «СЕВЕР», этнофестиваль «Большой Аргиш», выставка «Таймыр. Гений места», экспериментальный спектакль с VR-технологиями «Гиперборея. Плато Путорана», открытие Центра франчайзинга и готового бизнеса, разработка концепции туристско-рекреационного кластера «Арктический» и проекта «Таймыр. Легенды тундры» по созданию этнодеревни в Дудинке.

Фестиваль «Большой Аргиш» в Дудинке

Завершается работа по созданию мастер-плана Норильска (приоритетных направлениях на ближайшие десять лет) – его представят общественности в конце апреля.

Проведена серьезная работа и над проектом «Бизнес-навигатор МСП». С помощью этого информационного ресурса норильские предприниматели смогут узнавать о наиболее востребованных видах бизнеса, определять объем инвестиций, рассчитывать примерный бизнес-план, подбирать недвижимость и многое другое.

Другой удачный опыт – открытие в ноябре 2018 года Центра франчайзинга и готового бизнеса. Сюда предприниматель может обратиться (удаленно или лично) и получить консультации по подбору готового бизнеса или франшизы, помещений для бизнеса или кредитных и страховых продуктов, помощи в их оформлении.

Обед в стиле haute cuisine в столовой Медного завода, гастрономический фестиваль

Еще один важный проект – туристический кластер «Арктический» на территории Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Идея начала воплощаться в жизнь еще в прошлом году.

Среди прочего организация кластера подразумевает разработку мастер-плана застройки на плато Путорана. Это сохранит заповедную зону от точечных строений и нанесения невосполнимого ущерба природе, позволит сделать уникальный край более доступным для посещения.

По оценкам туроператоров, в последние годы среди туристов растет интерес к арктическим территориям. И Таймыр готов предложить самые разные направления туризма: круизный, событийный, экологический, этнографический, культурно-познавательный и промышленный.

Устойчивая репутация

– Главное, чего мы добились на текущий момент, – у агентства создана устойчивая деловая репутация как на территории Норильска, так и за ее пределами, – отмечает Светлана Рубашкина.

И это действительно так: об АРН говорят на местном, региональном, федеральном и даже международном уровнях. Для решения городских задач агентство привлекает экспертов из России, Канады, стран Скандинавии. Например, в августе прошлого года Норильск вступил в ассоциацию мэров зимних городов мира. А нынешней осенью уже запланирована рабочая встреча с иностранными делегатами в Заполярье – чтобы показать коллегам Норильск, повысить интерес потенциальных инвесторов к тем проектам, которые здесь развиваются.

И, разумеется, горожане. Последние не просто участники мероприятий АРН – они их соразработчики. Более 400 человек в течение года участвовали в мозговых штурмах, стратегических сессиях, давали предложения, которые потом учитывались в повестках агентства, компании «Норникель», администрации города.

– Если в других городах и районах края появится аналогичная инициатива – мы готовы делиться опытом, всем, что уже наработали, – говорит Светлана Рубашкина. – Наша главная задача – сделать город привлекательным для тех, кто в нем живет и хочет сюда приехать. Изменить ощущение от Норильска, что это далеко, холодно и грязно. Норильск уже совсем другой город. Приезжайте и сами убедитесь!

 

КОММЕНТАРИИ

Дмитрий СВИРИДОВ

председатель Законодательного собрания края

– Вокруг Агентства развития Норильска сформировался центр движения: там и администрация, и депутаты, и общественность, и бизнес. Может, это еще не «предпринимательский профсоюз», но туда идут за поддержкой, и это хорошо. Агентство проделало непростую и важную работу для того, чтобы получить абсолютно прикладной и качественный результат. Оно стало неким мостиком для общения с экспертным сообществом. Для нас это передовой опыт, который в условиях Севера легко брать за образец и применять в других территориях региона.

Татьяна БУНИНА

Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания

– В 2018 году мы заключили соглашение с Агентством развития Норильска о совместной работе по поддержке малого и среднего бизнеса в этой территории. Оно касается льготного финансирования, консалтинговых услуг, обучающих программ, помощи в экспортно ориентированной деятельности. АРН – очень действенная структура, которая реально занимается решением проблем заполярного города. Это хороший посредник между предпринимателями Норильского промышленного района и нами – представителями государства в части реализации программ поддержки бизнеса.

Светлана БАРИНОВА

волонтер проектов агентства

– С появлением АРН в городе стала заметнее скоординированность мероприятий. Более эффективным стало взаимодействие между собой горожан, индивидуальных предпринимателей, представителей НКО, бюджета и комбината. Увеличилось количество больших городских мероприятий, улучшилось качество их проведения. В такой команде, где каждый знает свою роль и цель, хочется работать волонтером, быть причастной к развитию своего города.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи