Казачья станица Назаровская помогает участникам спецоперации с начала военных действий на Донбассе. Волонтеры считают важным поддерживать своих земляков, которые сейчас ведут борьбу с фашизмом. Недавно атаман казачьей станицы Назаровской Борис Арефьев вернулся из очередной командировки по доставке гуманитарного груза. НКК он рассказал, почему считает важным объединить жителей Назаровского района вокруг единой цели – помощи бойцам.
– Борис, недавно станица Назаровская вошла в проект Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России», но работать по сбору гуманитарной помощи участникам спецоперации вы начали гораздо раньше…
– Первые отправки гуманитарной помощи участникам СВО у нас были в апреле 2022 года. Тогда казаки нашей станицы сами собрали продукты, вещи и отправили назаровским ребятам в зону боевых действий. Уже после первой передачи решили масштабировать проект. Я обратился к своим друзьям и знакомым, предложил помогать. И, знаете, отклик пришел быстро. Сразу же стали перечислять деньги, приобретать необходимые бойцам медикаменты. Помощь уже вышла за рамки станицы. К нам присоединялись люди, которые готовы были шить одежду, изготавливать сухие души, супы, походные печки.
– Насколько я знаю, в Назарово действует целый «швейный батальон»!
– Да. Я пришел к знакомой швее и предложил изготавливать для ребят флисовые кофты. Тогда в Красноярске все шили балаклавы, но нужна была и другая одежда. И мы сосредоточились на ее изготовлении. Отшили первые 10 штук, отправили в зону спецоперации. К нашей швее присоединились другие женщины, ателье. По городу разошлась информация, что необходимо помогать. В итоге получился целый «швейный батальон», который не прекращает работу. Сначала покупали материалы на свои средства, сейчас нам помогает администрация Назаровского района. В работу включились школы – на уроках труда шьют пятиточечники, карематы, балаклавы.
– То есть обычная идея казачьей станицы выросла в большое всеобщее движение?
– Сейчас в нашей команде есть костяк около 10 человек, который в постоянном режиме ведет работу по организации сбора и производства гуманитарной помощи бойцам. Например, один активно работает с предпринимательским сообществом. Он сам бизнесмен, знает, как выстроить отношения с деловыми людьми. Благодаря этому один из назаровских предпринимателей изготовил мобильные печи для блиндажей. Отправили одну партию, нам тут же заказали другую. Сейчас к нам обратились красноярцы с просьбой поделиться чертежами печек. Тоже будут их делать.
Также плетем маскировочные сети. Именно те, которые требуются бойцам. Наши «серебряные» волонтеры уже около 100 штук изготовили. У нас хорошие отношения с центральной районной больницей и скорой помощью, они закупают спецсредства – квадрокоптеры, каски, бронезащиту. Все держится на простых людях, волонтерах.
– Приходится убеждать, доказывать, что помогать необходимо?
– Нужно было завоевать доверие у людей. Они должны понимать, что вся гуманитарная помощь доходит до адресатов. Необходима обратная связь.
– А как ее устанавливали?
– На самом деле наладить коммуникацию с бойцами для нас было самое сложное. В первую поездку в зону СВО я отправился в декабре прошлого года. До этого мы помогали контрактникам. А тут прошла мобилизация, и хотелось порадовать наших земляков. Но фур не было, все приходилось везти на своих машинах с прицепами. И найти бойцов оказалось не так просто. Военкомат и администрация справок не давали. Начинали с 10 адресов, которые предоставили нам родственники бойцов. Мобилизованные только заехали и еще не понимали, как связь работает. А мы не знали, куда ехать. Помогло сарафанное радио. В Назарово узнали: казаки доставляют посылки. И к нам пошли родные. Сейчас мы даже разыскиваем бойцов, которые долгое время не выходят на связь. Подразделения же пересекаются, вот и спрашиваем у ребят. С начала спецоперации у нас уже 14 отправок гуманитарного груза. Только я четыре раза отвозил помощь.
– Везете то, что приносят люди?
– Это было в первые две поездки. Потом мы сосредоточились на отработке заказов бойцов. Просили квадрокоптеры. В начале их сильно не хватало. Сейчас ситуация выровнялась. Тепловизионные прицелы, автомобили. В последнюю поездку мы отвезли назаровским бойцам уже седьмой автомобиль. Собираем деньги – приобретаем. Одну «буханку» нам отдал местный житель. Отремонтировали, теперь выполняет важную миссию на фронте. Назаровская спортивная школа передала списанную «газель». Тоже довели до ума, отогнали. Был случай – сильно за душу взял: машину подарили наши земляки, которые сейчас живут в Екатеринбурге. Мы раньше и не знали друг друга, а благодаря проекту «ИZ Сибири – сынам России» встретились на Донбассе, объединились. И в следующую командировку мы уже были в пути, когда поступил заказ на «Ниву»-пятидверку. Она нужна была для перевозки раненых. Мы связались с земляками из Екатеринбурга, и они пригнали авто. Все удалось сделать буквально за неделю благодаря слаженной команде.
– Рассказываете землякам о том, как проходят командировки в зону СВО? Какой информацией делитесь?
– Наша задача – задавать в Назарово правильную повестку. Люди должны понимать, что происходит на Донбассе. Это важно. От этого зависит, как общество встретит бойцов, которые вернутся со спецоперации. Проводим встречи, благотворительные концерты, ярмарки.
– Говорят, волонтеры в зоне СВО – самая уязвимая группа: они не военные, без оружия. А груз доставляют в самые горячие точки. Стоит ли рисковать?
– Действительно, и прилетов много, и под обстрелы попадали, и аварийные ситуации на дорогах встречаются. Со временем привыкаешь к этому, и все равно присутствует страх. Но надо делать дело. Если мы не привезем помощь землякам, то кто это сделает? Меня подвигло поехать в зону спецоперации желание иметь моральное право говорить о происходящем на Донбассе. Люди, даже единожды съездившие туда, уже не будут прежними. Со мной ездили депутат Назаровского горсовета и начальник отдела молодежной политики. И сейчас они помогают бойцам, собирают гуманитарную помощь, потому что своими глазами увидели эту войну. Нужно съездить, почувствовать, понять – ну да, наверное, надо было начинать это в 2014 году.