Каждый работал за троих

Каждый работал за троих
Бригада поезда получает инструктаж перед поездкой. 1941–1945. Третий слева машинист паровозного депо Красноярск Борис Васильев – в будущем кавалер ордена Ленина.

На одном газетном развороте можно только очень кратко рассказать о великом вкладе в Победу железнодорожников нашего края – за 75 лет об этом написаны тома.

Когда читаешь в книгах воспоминания тружеников тыла, документы военных лет, исторические исследования на эту тему, когда листаешь пожелтевшие старые газеты, тебя не покидает одна мысль: как народ все это вынес?!! Какой непосильный груз тащили на своих плечах эти женщины, подростки, старики, которые заменили на производстве мужчин, сражавшихся на фронте!

Они работали на разрыв связок и сердца, падали от усталости и умирали на производстве. Не сдавались и верили, что Победа будет за нами. Красноярская железная дорога находилась далеко от передовой. Но трудовые подвиги, которые совершали здесь мирные люди, по накалу мужества, патриотизма и самопожертвования не уступали подвигам боевым.

Более 16 тысяч красноярских железнодорожников ушли на фронт – почти три четверти всего списочного состава. С началом войны руководство страны поставило перед железнодорожным транспортом максимально конкретную задачу: подчинить всю организацию перевозок потребностям фронта.

24 июня 41-го, на третий день войны, на всех железных дорогах Советского Союза был введен воинский график движения поездов. Он подразумевал первоочередное продвижение военных эшелонов, максимальное использование пропускной способности линий и четкую работу станций.

На железную дорогу легла еще одна ответственная задача: доставка и прием эвакуационных грузов с оборудованием, вывозимым из западных областей страны. В Красноярский край было направлено более двух десятков крупных предприятий и около 80 тысяч человек. И все они ехали по железной дороге. Эшелоны с эвакуированными заводами прибывали к нам с августа 1941 г. по февраль 1942 г. Станки, моторы, оборудование оперативно разгружали на станциях Злобино, Базаиха, Абакан, Канск. Люди работали на пределе возможностей, круглосуточно, вручную стаскивали с платформ многотонные станки и тяжеленные ящики.

С началом войны в трудовых коллективах магистрали с новой силой развернулось стахановское движение, а также активно развивавшееся с конца 1930-х годов движение железнодорожников-ударников, последователей машиниста Николая Лунина – это когда экипаж паровоза сам же его ремонтирует и обслуживает, не прибегая к помощи специальных бригад. Только в депо Красноярск «по-лунински» работали 110 паровозных бригад. За несколько месяцев число передовиков труда выросло почти до двадцати тысяч.

На ПВРЗ и «Сибтяжмаше», выпускавшем паровозы, стартовали движения многостаночников и двухсотников-трехсотников – рабочих, выполнявших две-три нормы за смену.

Коллектив цеха по изготовлению гранат. Вагонное депо. Красноярск

Михаил Иванович Мигунов, ставший впоследствии механиком-водителем танка Т-34 (он прошел боевыми дорогами до Чехословакии), вспоминал:

В холодные декабрьские дни 1941-го послали меня обучаться в ФЗО на Красноярский паровозоремонтный завод, в литейный цех. Отливал там под присмотром старших гранаты Ф-1, пропеллеры для самолетов и т.д. Давали паек: 50 граммов масла и кусок хлеба, и все. Однажды пришлось попасть в токарный цех. Там я увидел бледных, худеньких подростков, девчонок и мальчишек, которые, стоя на подставках, чтобы достать до станка, точили болванки для снарядов.

Вместо ушедших на войну мужей на дорогу пришло более семи тысяч женщин, быстро освоивших мужские специальности – машинистов, помощников машинистов, кочегаров, обходчиков, путейцев. Иланские женщины-активистки выступили с обращением в газете:

Мы просим работы не из-за того, что нуждаемся в деньгах, а потому, что хотим помочь Красной Армии скорей разгромить врага. Направьте нас на любую работу. Весь свой заработок мы будем отдавать в фонд обороны. Будем овладевать железнодорожными специальностями, чтобы в случае необходимости встать на место своих мужей.

Широкое развитие получило наставничество и шефство опытных железнодорожников над молодежью. Ветераны-пенсионеры железной дороги стали возвращаться на производство. Одним из первых вернулся на ПВРЗ пенсионер Н. И. Юсупов, проработавший на заводе 30 лет. Через газету он выступил с призывом:

Товарищи старые кадровые рабочие! У нас есть богатый опыт и практика, идемте на производство. Давайте учить молодежь. Этим мы освободим для фронта сотни пулеметчиков и танкистов и внесем свой вклад в дело борьбы с фашизмом.

Юсупова поддержали десятки пенсионеров. К работе вернулись 72-летний С. М. Космынин, 70-летний Ф. Т. Карпов, 65-летние А. И. Данилов и П. П. Колегов и другие. Многие из них встали к станкам.

Н.Г. Загребин, дежурный по депо ст. Иланская, 1943-45 годы

Не щадя своих сил и здоровья, работал в литейном цехе пенсионер Андрей Алексеевич Качимов. Он умер прямо на смене.

По инициативе бригадира вагонного депо Г. Зимниуса в Иланской развернулся сбор средств на постройку бронепоезда. К 1 января 1942 года было собрано 90 535 рублей.

Каждый житель города, от мала до велика, стремился сделать свой взнос. Комсомольцы-железнодорожники на постройку бронепоезда заработали на воскресниках свыше шести тысяч рублей, сдали облигаций на 14 500 рублей. Ежемесячно каждый молодой рабочий отчислял в фонд обороны однодневный заработок.

При подготовке материала использованы книги:

«Память сильнее времени. Воспоминания железнодорожников Восточно-Сибирской магистрали о Великой Отечественной войне». Издание ВСЖД. 2015.

«Красноярск – Берлин. 1941–1945.» Красноярск. 2010.
Снимки из фондов музея истории Красноярской железной дороги.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности