На одном газетном развороте можно только очень кратко рассказать о великом вкладе в Победу железнодорожников нашего края – за 75 лет об этом написаны тома.
Когда читаешь в книгах воспоминания тружеников тыла, документы военных лет, исторические исследования на эту тему, когда листаешь пожелтевшие старые газеты, тебя не покидает одна мысль: как народ все это вынес?!! Какой непосильный груз тащили на своих плечах эти женщины, подростки, старики, которые заменили на производстве мужчин, сражавшихся на фронте!
Они работали на разрыв связок и сердца, падали от усталости и умирали на производстве. Не сдавались и верили, что Победа будет за нами. Красноярская железная дорога находилась далеко от передовой. Но трудовые подвиги, которые совершали здесь мирные люди, по накалу мужества, патриотизма и самопожертвования не уступали подвигам боевым.
Более 16 тысяч красноярских железнодорожников ушли на фронт – почти три четверти всего списочного состава. С началом войны руководство страны поставило перед железнодорожным транспортом максимально конкретную задачу: подчинить всю организацию перевозок потребностям фронта.
24 июня 41-го, на третий день войны, на всех железных дорогах Советского Союза был введен воинский график движения поездов. Он подразумевал первоочередное продвижение военных эшелонов, максимальное использование пропускной способности линий и четкую работу станций.
На железную дорогу легла еще одна ответственная задача: доставка и прием эвакуационных грузов с оборудованием, вывозимым из западных областей страны. В Красноярский край было направлено более двух десятков крупных предприятий и около 80 тысяч человек. И все они ехали по железной дороге. Эшелоны с эвакуированными заводами прибывали к нам с августа 1941 г. по февраль 1942 г. Станки, моторы, оборудование оперативно разгружали на станциях Злобино, Базаиха, Абакан, Канск. Люди работали на пределе возможностей, круглосуточно, вручную стаскивали с платформ многотонные станки и тяжеленные ящики.
С началом войны в трудовых коллективах магистрали с новой силой развернулось стахановское движение, а также активно развивавшееся с конца 1930-х годов движение железнодорожников-ударников, последователей машиниста Николая Лунина – это когда экипаж паровоза сам же его ремонтирует и обслуживает, не прибегая к помощи специальных бригад. Только в депо Красноярск «по-лунински» работали 110 паровозных бригад. За несколько месяцев число передовиков труда выросло почти до двадцати тысяч.
На ПВРЗ и «Сибтяжмаше», выпускавшем паровозы, стартовали движения многостаночников и двухсотников-трехсотников – рабочих, выполнявших две-три нормы за смену.
Михаил Иванович Мигунов, ставший впоследствии механиком-водителем танка Т-34 (он прошел боевыми дорогами до Чехословакии), вспоминал:
В холодные декабрьские дни 1941-го послали меня обучаться в ФЗО на Красноярский паровозоремонтный завод, в литейный цех. Отливал там под присмотром старших гранаты Ф-1, пропеллеры для самолетов и т.д. Давали паек: 50 граммов масла и кусок хлеба, и все. Однажды пришлось попасть в токарный цех. Там я увидел бледных, худеньких подростков, девчонок и мальчишек, которые, стоя на подставках, чтобы достать до станка, точили болванки для снарядов.
Вместо ушедших на войну мужей на дорогу пришло более семи тысяч женщин, быстро освоивших мужские специальности – машинистов, помощников машинистов, кочегаров, обходчиков, путейцев. Иланские женщины-активистки выступили с обращением в газете:
Мы просим работы не из-за того, что нуждаемся в деньгах, а потому, что хотим помочь Красной Армии скорей разгромить врага. Направьте нас на любую работу. Весь свой заработок мы будем отдавать в фонд обороны. Будем овладевать железнодорожными специальностями, чтобы в случае необходимости встать на место своих мужей.
Широкое развитие получило наставничество и шефство опытных железнодорожников над молодежью. Ветераны-пенсионеры железной дороги стали возвращаться на производство. Одним из первых вернулся на ПВРЗ пенсионер Н. И. Юсупов, проработавший на заводе 30 лет. Через газету он выступил с призывом:
Товарищи старые кадровые рабочие! У нас есть богатый опыт и практика, идемте на производство. Давайте учить молодежь. Этим мы освободим для фронта сотни пулеметчиков и танкистов и внесем свой вклад в дело борьбы с фашизмом.
Юсупова поддержали десятки пенсионеров. К работе вернулись 72-летний С. М. Космынин, 70-летний Ф. Т. Карпов, 65-летние А. И. Данилов и П. П. Колегов и другие. Многие из них встали к станкам.
Не щадя своих сил и здоровья, работал в литейном цехе пенсионер Андрей Алексеевич Качимов. Он умер прямо на смене.
По инициативе бригадира вагонного депо Г. Зимниуса в Иланской развернулся сбор средств на постройку бронепоезда. К 1 января 1942 года было собрано 90 535 рублей.
Каждый житель города, от мала до велика, стремился сделать свой взнос. Комсомольцы-железнодорожники на постройку бронепоезда заработали на воскресниках свыше шести тысяч рублей, сдали облигаций на 14 500 рублей. Ежемесячно каждый молодой рабочий отчислял в фонд обороны однодневный заработок.
При подготовке материала использованы книги:
«Память сильнее времени. Воспоминания железнодорожников Восточно-Сибирской магистрали о Великой Отечественной войне». Издание ВСЖД. 2015.
«Красноярск – Берлин. 1941–1945.» Красноярск. 2010.
Снимки из фондов музея истории Красноярской железной дороги.