Красноярский край – интересный регион. Отъедешь от краевого центра дальше некуда, в самую глушь, и кажется, здесь никакого развития, жизнь замирает. Но вдруг среди бесконечных сибирских красот находишь что-то совсем неожиданное. Чудо – островок культуры. Такой как школа русской словесности в селе Жеблахты Ермаковского района в 300 километрах от Красноярска.
Как в Царскосельском лицее
Первое письменное упоминание о деревне датировано 1785 годом. Бытует легенда, что началось все с татарина по фамилии Чеблахта, который пришел в эти места, построил на берегу красавицы Ои заимку и завел свое хозяйство.
Сейчас это центр Жеблахтинского сельсовета, в который, кроме этой деревушки, ни один из населенных пунктов не входит. Официально в ней живут около 600 человек, но по факту, конечно, меньше – мужики, как и во многих деревнях, работают на вахте. А для женщин самая большая удача – устроиться в местную школу, именно вокруг нее сосредоточена вся жизнь.
– Вы мимо не проедете – школа на горке, со всех сторон видна, – объясняет по телефону Нина Николаевна Ульчугачева, директор Жеблахтинской средней школы. Промахнуться на самом деле сложно – школа маяком возвышается над засыпанными ранним снегом огородами. Рядом со входом роскошные сосны, открывается вид на реку и ермаковские красоты. Школа эта непростая – несколько лет назад она отпраздновала столетие. В 1914 году ссыльный большевик Александр Алексеевич Миронов открыл первое учебное заведение в своем доме. А тому зданию, в котором расположена школа, уже 90 лет – за эти годы оно много раз перестраивалось: появилось второе крыло, спортивный зал. Сейчас здесь учатся 80 детей и работают 19 учителей – неслыханная роскошь: есть три словесника и два учителя английского.
Несмотря на то что уроки уже давно закончились, в холле шумно – старшеклассники готовятся к Дню учителя. По коридорам мимо нас проносятся мальчишки в париках и платьях – говорят, на праздниках здесь всегда весело.
– Сначала все боялись, что вазы разобьются, – Нина Николаевна обводит взглядом роскошные вазоны на деревянных тумбах – подарки учителей и односельчан. – Но, знаете, за последние 30 лет пострадала только одна. И то случайно.
На партах и других поверхностях нет никаких проявлений «художеств» учеников (ни ругательных слов, ни картинок).
Сначала, признается директор, царапали – на деревянных резных панелях, которые украшают всю школу, на партах. А последние 15 лет – нет. Нине Николаевне за 28 лет директорства удалось привить то неуловимое, за чем все сейчас так гонятся, – культуру поведения. А начинали с самых азов: что уж тут говорить, когда в школе появились первые теплые туалеты, приходилось учить пользоваться ими – в большинстве деревенских домов их не было.
– Просто мне хотелось, чтобы у нас в Жеблахтах было как в Царскосельском лицее, – говорит Нина Николаевна. – Чтобы вазы были, цветы. Чтобы издавать свой журнал, в котором дети могут творить. Мы сейчас гонимся за техническим оснащением. А я хочу сказать, что ноутбуки и интерактивные доски – это не самое главное (хоть они у нас и есть, и мы ими очень довольны). Главное – это душа. То, чем ты здесь, в школе, напитался.
Школа русской словесности
Свой первый журнал – «Маленький пегасик» – Жеблахтинская школа выпустила 17 лет назад. А 10 лет назад, когда красноярский литературный лицей собирал материал для сборника «Пегас ворвался в класс», об этой замечательной школе узнали в Красноярске.
– Из нашей школы в сборник вошли восемь стихотворений, – вспоминает Нина Николаевна. – Представляете, восемь! И тогда, я полагаю, поэту Марине Олеговне Саввиных и писателю Роману Харисовичу Солнцеву стало интересно: а что это за Жеблахты, в котором столько талантливых ребят?
Так в 2006-м в село прибыл первый литературный десант. И с этого момента здесь 10 лет – с небольшим перерывом – существует школа русской словесности, созданная совместно с литературным лицеем. Два раза в год со всей округи в Жеблахты автобусами свозят талантливых школьников, чтобы на несколько дней они могли погрузиться в особый мир творчества. В это время школа увеличивается вдвое: не меньше 50 человек обычно участвуют в семинарах литературного лицея, которые проводит его директор Марина Олеговна Саввиных с поэтами и писателями. Учеников привозят даже из удаленных уголков – из Арадана и Верхнеусинского. Ведь бывает, что именно там растут никем не замеченные таланты.
– У меня чутье на талантливых людей, – улыбается Нина Николаевна. За ее спиной – панно из копий известных на весь мир икон, его много лет назад написала для школы художница Ирина Федорова, которая три года преподавала здесь изобразительное искусство. Рядом на стене – работы учеников и учителей: копии известных картин, жеблахтинские виды. – И мы считаем, что каждый ребенок – лучший. Просто нужно найти, в чем именно.
Сейчас в самой школе учатся четыре лицеиста – учеников школы русской словесности называют именно так. Это почетное звание они получают после посвящения. Каждый год несколько школ отправляют в Жеблахты талантливых пятиклассников. В торжественной обстановке под звуки гимна новичок должен прикоснуться к золотому перышку, которое лежит рядом с книгой «Мифы Древней Греции». Античности здесь уделяют особое внимание как первоисточнику литературного творчества, хотя пишут ребята совершенно разные тексты – стихи, сказки, рассказы. Между интенсивами лицеисты получают творческие задания, которые будут отрабатывать до следующей встречи. Учатся здесь семь лет: сначала ребята знакомятся с литературным трудом и писателями, которые приезжают к ним в село, в седьмом классе становятся подмастерьями, а в старших классах – мастерами. Можно выбрать и направление себе по душе – поэзия, проза, журналистика. Но не обязательно после обучения в школе русской словесности дети как один станут поэтами, филологами и журналистами.
– Мой сын поступил на техническую специальность, – рассказывает учитель русского и литературы Любовь Васильевна Пестова. Она ведет одно из направлений школы. – Ему преподаватели сказали: сразу видно, что ты занимался языком. Это совсем другая культура.
Замирание сада осенью
Нина Николаевна показывает один за другим выпуски «Маленького пегасика», темы для него придумывают словесники – сама Нина Николаевна, Любовь Васильевна и Лайла Шевцова. Она молодой специалист, работает несколько лет – учит ребят журналистике. Уезжать не собирается – говорит, что любит Жеблахты.
Любовь Васильевна хотела поначалу уехать из родного села, но осталась и проработала здесь 32 года. Нина Николаевна – уже 48 лет.
Учителя говорят, что даже при существующей школе словесности проблему с чтением решили не до конца, но читающие ребята есть – и этому во многом помогает журнал. 100-балльников по ЕГЭ по русскому еще не было, но сдают ребята хорошо, и вообще – в ЕГЭ ли счастье?
– Сейчас везде в школах стараются научить письменной речи. Дают в начальной школе тетрадь – пиши сочинение. А как? Сам пиши, сам думай, – рассказывает Нина Николаевна. – А у нас ребята начинают создавать свои тексты с начальной школы – для журнала. Сами. С большим удовольствием.
Тема для каждой ступени своя. И какие это темы! «Замирание сада осенью», «Письмо в 41-й», «Объяснение в любви каблучка и ступеньки», «Прогулки по жеблахтинским улицам», «Слово как источник счастья». Тексты печатаются в районной газете, а лучшие Марина Олеговна Саввиных отбирает для «Дня и ночи» (с 2007 года она главный редактор). Сборник «Письмо в 41-й» вошел в журнал полностью.
Так с начальных классов дети учатся писать свои тексты на заданную тему. К сегодняшнему дню школа выпустила 32 журнала, часть из них лежит в открытом доступе в кабинете Нины Николаевны. И постоянно каких-то номеров недосчитываются. «Зачитывают», – улыбаются учителя и допечатывают еще один экземпляр. Для них это означает, что художественное слово для жеблахтинских школьников ценно.
Школа маяком возвышается над засыпанными ранним снегом огородами. Рядом со входом роскошные сосны, открывается вид на реку и ермаковские красоты