В чистом поле за городом-спутником Сосновоборском три года работает небольшая ферма. Проезжаешь по городским улицам, потом мимо коттеджей – и вот она, крестьянская жизнь. Загоны, стайки, теплицы – все просто и скромно на первый взгляд. Но когда посчитаешь, во сколько обходится простейшая схема «коровы, куры, кролики», понимаешь: сельским хозяйством могут заниматься только бизнесмены, у которых есть хорошая финансовая подушка. Иначе окажешься в долгах. Экономика фермы проста: вкалывай и вкладывай, не ожидая бонусов. Трудись без выходных и праздников, если уж взялся за гуж.
Все ради натурального
Евгений Якушевский – глава фермерского хозяйства в Березовском районе. Основные жители хозяйства – 17 телочек и один бычок породы герефорд. Герефордская порода крупного рогатого скота происходит из Англии, это животные мясного направления. Но в планах фермера есть и получение молока от коров. Сейчас телки стельные, поэтому бычок Гера живет в отдельном загоне. На гостей он смотрит исподлобья. Буквально, как говорят, набычился и усердно чешет забор могучим рогом. Обиделся, говорит фермер, что отсадили. Увидеть бычка-производителя, да еще такого колоритного, – целое событие. Ведь на крупных фермах потомство получают путем искусственного осеменения. А в маленьком хозяйстве все происходит естественным путем, как сказали бы продвинутые аграрии, по старинке. Насколько успешен был Гера, будет известно после отела, который ожидают уже на днях. На ферме Якушевского это первый опыт разведения крупного рогатого скота. Телок привезли в прошлом году, а сейчас все с нетерпением ждут пополнения. За прирост поголовья государство выплачивает субсидию. Средства небольшие – 9 тысяч рублей за голову. Новорожденных телочек фермер оставит в хозяйстве, на продажу пойдут только бычки. Евгений рассказывает:
– Я начинающий фермер, третий год только занимаюсь этим. Идея пришла, как всегда, в один прекрасный день. У меня цех полуфабрикатов в Сосновоборске, занимался бизнесом. Пельмени, котлеты… Ассортимент – более 125 наименований. Но вот однажды подумал, что хорошо иметь свои продукты для цеха – яйца, мясо. Чтобы все натуральное, полезное. И не зависеть от поставщиков, строить и развивать производственный цикл от поля до прилавка.
Деревенский опыт Евгений получил от отца, который жил в Канском районе и вел хозяйство. Крестьянский труд еще с детства показался тяжелым, но интересным. Не делая скидок, городской житель Евгений сразу замахнулся на большое производство. Хозяйство у Евгения Якушевского многопрофильное. Кроме КРС, живут лошади, куры, кролики, гуси. У каждого – свой дом. В крольчатнике две породы – шиншилла и серебристые. Отдельно расположено родильное отделение. Приплод у кроликов регулярный, но, чтобы поголовье росло, требуется приложить немало усилий. Требуют ушастые тщательного ухода и заботы: уборка, кормление, ветеринария. Иначе стадо можно потерять. Все действия записываются в журнал. Диетическое мясо кролика фермер продает на ярмарках, но масштабы скромные. Кур пока немного, но в планах еще купить сто штук.
Неэкономная экономика
Евгений Якушевский рассказывает, что ферма – большой пылесос для кошелька, съедает все и еще просит:
– Вкладывать нужно постоянно. У нас идет стройка. Мы еще же и овощи выращиваем для цеха – картофель, капусту. Поэтому овощехранилище строим. Огурцы и помидоры за околицей растут – теплицы поставили. Стайки и загоны нужно расширять, если поголовье увеличится. Для работников построены бытовки, но это временный вариант. Нужно полноценное жилье. В планах дом построить рядом с фермой для своей семьи. Чтобы не ездить из города постоянно, а жить в своей усадьбе на природе.
На деньги краевого гранта от министерства сельского хозяйства удалось покрыть часть затрат. Но расходов много. Коровки съедают сена на тысячи рублей в месяц, если покупать готовое. Для того чтобы организовать выпас и сеять траву, нужна земля. У Евгения земельные участки частично в аренде (около 30 га под выпас), частично в собственности (больше 20 га). Нужно и зарплату платить работникам. На ферме четыре человека трудятся. В этом году автопарк пополнил новый трактор для заготовки кормов. Штат фермы соответственно вырос: на одного тракториста стало больше. Плюс коммунальные расходы на электроэнергию, воду, дрова.
Если бы не бизнес – цех полуфабрикатов, – неизвестно, получился бы у Евгения аграрный проект? Даже при наличии хорошей залоговой базы банк недавно отказал в кредите, не объясняя причин. А как развиваться в таком случае? В данный момент нужно покупать навесное оборудование на трактор, чтобы заготавливать сено. Тут одним грантом не обойдешься.
Евгений побывал в роли делегата XXVII cъезда Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России (АККОР). Он прошел в Москве в начале февраля. Мероприятие для крестьянства знаковое. В нем приняли участие более 800 делегатов и гостей съезда из 70 регионов страны, а также руководители фермерских объединений Финляндии, Германии, Белоруссии, Казахстана и других стран. Красноярский край на cъезде представили 8 делегатов из разных районов. Фермеру Якушевскому вручили на съезде почетную грамоту АККОР. Но суть форума заключалась в обсуждении проблем отрасли. Делегаты рассказывали о своих трудностях. Они почти у всех одинаковы. Например, земельный вопрос. Колхозник не может купить участки по доступной цене. В свое время земли скупили предприимчивые люди, теперь приходится переплачивать, так как продают только перекупщики. Электричество – тоже проблема, отмечает Евгений:
– Я не могу провести на ферму сети, очень накладно. Суммы начинаются от миллиона. А расстояние всего 1 км, чтобы запитать меня от районных сетей. Подстанцию поставить. Смета – на 1,5 млн рублей. Поэтому пока работаем от генератора. На съезде разговаривал с коллегой из другого региона. Ему, чтобы подключиться, вообще нужно 5 млн рублей. Где такие деньги взять? Ни один грант не покроет.
От продуктов к агротуризму
Когда хозяйство наберет необходимую мощность, Евгений мечтает открыть свой магазин натуральных фермерских продуктов: яйца, молоко, мясо и другой ассортимент. Кроме того, есть и более масштабные планы: развивать агротуризм. Понятие широкое, но Евгений мечтает катать гостей на лошадях, предлагать конные прогулки по окрестностям фермы. Для этого приобрел лошадей. Шесть голов, породистые, с орловскими корнями. Фермер специально купил молодняк, чтобы самому их обучать. Двое уже объезжены и потихоньку включаются в работу. Коров же надо пасти! Кобыла Ладушка – ручная, добрая, жеребец трехлеток Орлик – будущий любимец туристов.
Евгений планирует строить базу, чтобы гости могли приезжать и кататься. Места вокруг красивые: перелески, ручей, вдали – речка Есауловка. Для городского жителя приехать отдохнуть и подышать воздухом в самый раз. И недалеко.
Супруга Евгения могла бы возглавить это направление семейного бизнеса. Пока ее силы сосредоточены на цехе полуфабрикатов. Ведь Евгений пропадает все дни на ферме. На вопрос, как родные относятся к новому увлечению мужа, отвечает шуткой. Понятно, что дома его не видят. Все силы отдает любимому детищу. Спустя три года работы Евгений не жалеет, что занялся фермерством. Размышлять о том, стоило или нет, глупо. Раз уж ввязался, нужно доводить до ума. Но всем новичкам советует сто раз подумать, прежде чем начинать, трезво оценить свои силы и финансы, забыть о выходных днях и отпусках, по крайней мере на первые пять, а то и десять лет.